right
Visitors
Сейчас 686 гостей онлайн

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №255 Управление по связям с общественностью и СМИ МИД Республики Узбекистан 26 декабря 2018г.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №255

Управление по связям с общественностью и СМИ

МИД Республики Узбекистан

26 декабря 2018г.

ПРЕЗИДЕНТ

Расширенное совещание Службы государственной безопасности Республики Узбекистан

Под председательством Президента Республики Узбекистан, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Шавката Мирзиёева 25 декабря 2018 года в здании Службы государственной безопасности Республики Узбекистан состоялось расширенное совещание, посвященное результативности принимаемых мер по укреплению безопасности и защите национальных интересов нашей страны.

В совещании приняли участие руководители палат Олий Мажлиса, представители Администрации Президента Республики Узбекистан, члены правительства, личный состав Службы государственной безопасности, руководители министерств и ведомств, общественных организаций. Посредством видеоконференцсвязи за совещанием наблюдали руководители местных органов государственной власти и управления, органов правопорядка в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте.

В нашей стране в целях укрепления мира и стабильности, обеспечения спокойной жизни народа всесторонне совершенствуется система безопасности, укрепляется ее материально-техническая база и повышается кадровый потенциал.

В соответствии с Указом главы государства “О мерах по совершенствованию системы государственной безопасности Республики Узбекистан” от 14 марта 2018 года организована Служба государственной безопасности Республики Узбекистан, определены ее основные задачи и направления деятельности. 5 апреля этого года был принят Закон “О Службе государственной безопасности Республики Узбекистан”.

На совещании обсуждены результаты осуществленных в системе реформ и приоритетные задачи на перспективу. Рассмотрены актуальные вопросы касательно укрепления взаимодействия Службы государственной безопасности с другими государственными органами и ведомствами в противодействии внешним и внутренним угрозам.

Отмечалось, что в нынешних условиях усиления угроз международного терроризма, экстремизма и трансграничной преступности в дальнем и ближнем зарубежье вопросы дальнейшего укрепления безопасности нашей страны приобретают особое значение.

Определены меры по повышению эффективности мероприятий, направленных на возвращение к нормальной жизни освобожденных из мест отбывания наказания бывших членов и сторонников религиозно-экстремистских организаций, искренне раскаявшихся в содеянном и вставших на путь исправления. Руководителям секторов по комплексному социально-экономическому развитию поручено решение социально-бытовых проблем этих лиц, вопросов их трудоустройства и вовлечения в жизнь общества.

Также определены задачи по предупреждению и противодействию коррупции, которая препятствует развитию страны.

Глава государства особо затронул вопросы социальной безопасности нашего народа. Говорилось о важных мерах по обеспечению безопасности в продовольственной, энергетической, медицинской и других сферах, намечены конкретные действия в этом направлении.

По обсужденным на совещании вопросам заслушаны отчеты ответственных лиц и приняты соответствующие решения.

Президент ознакомился с новым зданием Службы государственной безопасности Республики Узбекистан, ее деятельностью и материально-техническими возможностями, побеседовал с сотрудниками.

Здесь были представлены специальная техника и вооружение, предназначенные для применения при предотвращении и устранении угроз, обеспечении государственной безопасности. Глава государства отметил, что сохранение мира и спокойствия нашего народа является самой приоритетной задачей службы, каждый сотрудник должен всем сердцем чувствовать ответственность за этот почетный долг, быть всесторонне развитым и поддерживать постоянную бдительность, дал соответствующие указания.

(Источник: УзА)

Официально

Премьер-министр утвердил состав межведомственной комиссии по вступлению в ВТО

Премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов утвердил состав и главу межведомственной комиссии по работе со Всемирной торговой организацией (ВТО).

Комиссию возглавил министр внешней торговли Жамшид Ходжаев. Руководителем переговорной группы утвержден заместитель министра внешней торговли Абидов Бадриддин, ранее занимавший должность посла Узбекистана в Латвии. 

Работа комиссии призвана обеспечить эффективную организацию работ подготовительного этапа и координацию на системной основе процесса вступления в ВТО.

По словам Ходжаева, процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов и может занять несколько лет.

Во избежание негативных последствий на экономику от вступления Узбекистана в ВТО данный процесс планируется осуществлять на основе всесторонней оценки готовности отдельных секторов экономики, различных групп отечественных товаропроизводителей и соответствия используемых механизмов государственного регулирования.

В ноябре 2017 года президент Шавкат Мирзиёев заявил, что Узбекистан восстанавливает работу по вступлению в ВТО. На сегодняшний день членами организации являются 164 государства. Узбекистан выступает в ней в качестве государства-наблюдателя.

(Источник: веб-сайт «Kun.uz»)

ЭКОНОМИКА

Одеть в узбекский шелк модниц во всем мире

Продолжение последовательных реформ в отечественном шелководстве и устранение системных проблем, мешающих дальнейшему развитию этой сферы, — на это направлено постановление Президента «О дополнительных мерах по поддержке ускоренного развития шелковой отрасли в республике».

Еще в прошлом году начали претворяться в жизнь важнейшие инициативы главы нашего государства, стимулирующие развитие шелководства в Узбекистане. Это и внедрение передовых технологий, и создание особых комплексов для выращивания и переработки коконов, рядом с которыми расположены тутовые плантации, являющиеся кормовой базой. То есть реформирование сферы носит поэтапный и многовекторный характер.

И вот новый документ, который вносит определенные коррективы в решение еще существующих в шелководстве проблем. В частности, постановление предусматривает углубление переработки коконов и производство конкурентоспособной готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

—Узбекистан славится не только древней историей и культурой, но и развитием ткачества и швейного производства, — делится председатель Ассоциации дизайнеров Узбекистана Халида Камилова. — В свое время в республике производились шелковые ткани: крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон, которые были востребованы и за пределами Узбекистана. К сожалению, был период, когда развитию шелковой промышленности не уделялось достаточного внимания, что привело к тому, что оборудование, используемое на предприятиях отрасли, морально и физически устарело.

В результате мы отстали от мировых тенденций на десятки лет. Сейчас другое время, другие технологии, да и качество переработки совсем иное. Теперь нужно постараться, чтобы наверстать упущенное.

Масштабная работа в этом направлении развернулась с марта прошлого года. За это время сделано очень многое. Уже сейчас в стране действует 39 предприятий по переработке коконов. Постоянной работой здесь обеспечены 14,5 тысячи человек и еще порядка 411 тысяч задействованы сезонно. Общая площадь тутовника в республике превышает 45,5 тысячи гектаров. Это свыше 220 миллионов тутовых деревьев. Казалось бы, цифры солидные, но специалисты утверждают, что если задействовать все возможности сектора, то показатели можно увеличить в разы. Можно и нужно, ведь к нынешним проблемам отрасли относят и недостаточность кормовой базы шелкопряда. Это не позволяет полностью обеспечивать коконами перерабатывающие предприятия. И еще грены пока приходится завозить из-за рубежа. В этом году их импорт составил 91 процент. То есть почти вся отрасль зависит от внешних поставок.

Чтобы исправить ситуацию, имеющиеся в регионах плантации шелковицы будут переданы территориальным предприятиям «Агропилла». Они же и возьмут в свои руки создание новых тутовых плантаций.

На развитие кормовой базы направлен и один из утвержденных параметров на 2019—2021 годы, согласно которому в течение трех лет на приусадебных участках возле 200 тысяч домов будет посажено порядка 40 миллионов саженцев тутовника. Для стимулирования тех, кто занялся их выращиванием, бесплатно будут предоставлены куры для параллельного развития птицеводства: в целом порядка десяти миллионов голов, то есть по 50 в одни руки. Кстати, к разговору об укреплении кормовой базы можно добавить и то, что в 2017 году в Сурхандарьинской области в порядке эксперимента на четырех гектарах был создан тутовый сад, который уже через четыре месяца начал кормить гусениц. То есть корм стали получать не раз в год, как раньше, а уже два-три раза. Эффективность эксперимента налицо, и поэтому постановлением расширяется его масштаб: такие сады создадут и в Хорезмской области.

— Еще одним целевым параметром является постройка специальных сооружений для выращивания тутового шелкопряда, — комментирует начальник управления Ассоциации шелководства Узбекистана Ильдар Аблятифов. — Там можно будет регулировать температуру, влажность, то есть создавать необходимый микроклимат. В республике появится 2 200 таких объектов.

В соответствии с постановлением Президента начиная с 2019 года организациям, сдавшим коконы сверх нормы, начислят надбавки. Если производитель вырастит до пяти килограммов коконов сверх нормы, установленной в контракте, она составит 15 процентов к закупочной цене, если больше пяти килограммов — то 25 процентов. Предусмотрены и другие программы мотивации.

Но проблемы есть не только с конкретным производством. Отсутствие должного внимания шелководству негативно повлияло и на научный потенциал.

— Постановление Президента направлено на улучшение материально-технической базы Научно-исследовательского института шелководства и полное переоснащение современным лабораторным оборудованием, — говорит ученый секретарь НИИ шелководства Бахтияр Мирзаходжаев. — Это даст новый толчок развитию отраслевой науки, которая занимается еще и разными биологическими добавками, фармакологическими исследованиями, нанотехнологиями. Это также будет содействовать более быстрому внедрению научных разработок, например, при создании кластеров.

При Научно-исследовательском институте шелководства создается и современная исследовательская лаборатория. Появятся высокоурожайные сорта шелковицы, приспособленные к выращиванию в условиях разных регионов Узбекистана, новые породы гибридов тутового шелкопряда, которые впоследствии позволят получать столь необходимый нашей республике шелк- сырец класса 4А, 5А и даже 6А.

Еще одна проблема, которую предусмотрено решить, — кадры. Уже в следующем учебном году специалисты отрасли смогут получить достойное образование.

— Начиная с 2019/2020 учебного года, — говорит начальник отдела Министерства высшего и среднего специального образования Иноят Негматов, — сотрудников отраслевых предприятий будут принимать на заочные отделения высших учебных заведений по направлению «Шелководство и тутоводство» вне квоты и тестовых испытаний на платноконтрактной основе. Претендент должен иметь среднее или среднее специальное, профессиональное образование и трехгодичный практический стаж. Контракт будет оплачивать отраслевое предприятие с условием, что выпускник отработает на этом предприятии пять лет.

Отдельное внимание в постановлении уделяется fashion-индустрии, потому что индустрия моды, готовая продукция — это основная добавленная стоимость. То есть одно дело — продавать полуфабрикат и совсем другое — готовое изделие.

Начиная с 2019 года в стране организуются международный форум шелководства и выставка «Шелк и мода», а на территории объектов культурного наследия — специализированные ярмарки, где под брендом «Uz-Silk» будут презентовать одежду и изделия из шелка. Отрасль сможет широко демонстрировать свой потенциал и качественную готовую продукцию.

Подготовлено по материалам Информационно-аналитического мультимедийного центра при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан

(Источник: газета «Народное слово»)

Международные отношения

Переговоры делегации Узбекистана в г.Пекине

24 декабря 2018 года в г.Пекине прошел 16-й раунд политических консультаций между министерствами иностранных дел Республики Узбекистан и Китайской Народной Республики.

Делегации двух стран, возглавляемые заместителем Министра иностранных дел Узбекистана Дилшодом Ахатовым и помощником Министра иностранных дел КНР Чжан Ханьхуэем, провели обстоятельный обмен мнениями о состоянии и перспективах развития межгосударственных отношений, обсудили приоритетные направления взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества и других международных структур.

Стороны провели подробный обзор реализации договоренностей, достигнутых в ходе узбекско-китайских встреч на высшем уровне, переговоров между правительственными делегациями, бизнес-кругами, представителями культурно-гуманитарной сферы двух стран.

Отдельное внимание было уделено графику и повестке дня запланированных на 2019 год совместных мероприятий с участием глав государств, в том числе в рамках второго международного форума «Один пояс, один путь».

Подводя итоги двусторонних связей в 2018 году в торгово-экономической сфере, стороны с удовлетворением констатировали их динамичный и взаимовыгодный характер. В январе-октябре объем товарооборота превысил 5 млрд.долл.США, тогда как за весь 2017 год этот показатель был на уровне 5 млрд.долл.

Стороны также рассмотрели другие вопросы, представляющие взаимный интерес.

В этот же день делегация Узбекистана приняла участие в шестом заседании Подкомитета по сотрудничеству в области безопасности узбекско-китайского Межправительственного комитета по сотрудничеству.

(Источник: Веб-сайт МИД Республики Узбекистан)

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Усиление полномочий Омбудсмана, упорядочение использования недр, защита персональных данных

25 декабря 2018 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. На нем депутаты рассмотрели ряд законопроектов, направленных на правовое обеспечение реформ, осуществляемых в социальной, экономической, судебно-правовой сферах страны.

Депутаты начали работу с рассмотрения законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане) и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».

Как отмечалось, за последние годы в стране обращается особое внимание на обеспечение прав и свобод граждан. Подготовленный депутатами нижней палаты парламента данный проект закона, являясь одной из таких мер, был разработан в соответствии с Указом Президента страны «О Программе мероприятий, посвященных 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека» от 5 мая 2018 года.

По мнению депутатов, это означает создание института национального превентивного механизма, то есть принятие мер по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, путем регулярных посещений Омбудсманом мест содержания под стражей.

В проекте изложены нормы о том, что при посещении мест содержания под стражей Омбудсман получает информацию о количестве лиц, изучает условия их содержания, проводит конфиденциальные встречи с лицами, изучает документы, подтверждающие законность их нахождения в этих местах. Также требует проведения медицинского освидетельствования лиц, принимает незамедлительные меры к пресечению незаконных действий (бездействия) администраций, составляет заключение об условиях содержания лиц и направляет его соответствующим организациям, должностным лицам, вносит предложения по совершенствованию данной деятельности.

Предусматривается также посещение Омбудсманом других мест, в которых находящиеся там лица не могут покинуть их по своей воле. К ряду таких мест относятся интернатные учреждения, психиатрические учреждения, учреждения социальной помощи и другие места, в которых помещаются лица на основании решения суда или хокима.

Самое главное, законопроектом предлагается внесение нормы о создании экспертной группы, образованной из числа представителей негосударственных некоммерческих организаций для содействия деятельности Омбудсмана, в части образования в структуре Секретариата Омбудсмана. Кроме того, в целях повышения ответственности должностных лиц перед Омбудсманом предлагается дополнить Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности новой статьей 1974 и установить административную ответственность за воспрепятствование деятельности Омбудсмана.

По мнению депутатов, принятие данного законопроекта создаст еще более благоприятные условия для внедрения в нашей стране национального превентивного механизма, эффективной реализации принципов справедливости, гуманности и верховенства закона в процессе демократических реформ.

На заседании среди рассмотренных вопросов также бурно обсужден законопроект, предусматривающий внесение соответствующих изменений и дополнений в законы «О недрах», «О воде и водопользовании» и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности. Данный проект закона разработан в целях усиления роли и ответственности Госкомгеологии, его подведомственных организаций и органов государственной власти на местах в сфере недропользования, а также создания благоприятных условий для ведения активной инвестиционной политики в данной сфере.

По мнению депутатов, принятие обсуждаемого проекта закона послужит увеличению количества недропользователей, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством, и роста налоговых поступлений, легализации добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшению фактов самовольной добычи полезных ископаемых. Вместе с тем принятие рассматриваемого закона позволит повысить ответственность юридических и физических лиц за несанкционированную деятельность в данной сфере, эффективность государственного контроля, а также обеспечить сохранность и рациональное использование недр.

Необходимо подчеркнуть, что ныне, когда все более ускоряется процесс глобализации, актуальное значение обретает обеспечение персональных данных и информационной безопасности граждан. Согласно Конституции страны, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своих чести и достоинства. Кроме того, в соответствии с Законом «Об информатизации» информация о персональных данных физических лиц относится к категории конфиденциальной.

Данные нормы свидетельствуют, что наиболее защищенной в государстве информацией, наряду с информацией, составляющей государственную тайну, являются сведения о частной жизни человека.

На заседании в связи с этим оживленно обсужден законопроект «О персональных данных».

Данный законопроект, предусматривающий обеспечение важных прав, направленных на дополнительное укрепление основных прав граждан в эпоху цифровых технологий, соблюдение участниками обработки персональных данных установленных норм и правил, обеспечит граждан возможностью контроля своих персональных данных. Вместе с тем упростит доступ к ним и, как следствие, упростит процедуры международной передачи персональных данных, гарантируя защиту персональных данных граждан вне зависимости от того, где они обрабатываются. Он будет способствовать предотвращению возможных нарушений, которые могут причинить вред гражданам, в части нерушимости прав на неприкосновенность частной жизни.

В ходе обсуждений депутаты отметили, что данный законопроект в истории Узбекистана будет важным и необходимым документом, началом нового уровня в защите персональной неприкосновенной жизни человека, не ограничивая свободы слова и мысли.

На заседании также был рассмотрен рекомендованный Комиссией по содействию обеспечения независимости судебной власти при Олий Мажлисе Республики Узбекистан вопрос о направлении парламентского запроса хокимиятам Самаркандской, Ташкентской, Кашкадарьинской областей и города Ташкента по обеспечению судов зданиями, их материально-техническому снабжению.

Наряду с этим был заслушан ответ на парламентский запрос Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, отправленный министру экономики Республики Узбекистан Б.Ходжаеву «О перспективах эффективного использования энергетических ресурсов и внедрения энергосберегающих инновационных технологий в Узбекистане».

Также на заседании были рассмотрены и другие вопросы, входящие в полномочия Законодательной палаты Олий Мажлиса, приняты соответствующие постановления.

 (Источник: Пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан)

Качество возводимого доступного жилья – в центре внимания депутатов

25 декабря 2018 года на очередном «Правительственном часе», проведенном в Законодательной палате Олий Мажлиса по инициативе фракции Народно-демократической партии Узбекистана, обсужден вопрос «О ходе строительства и реконструкции доступных многоквартирных домов в городах, а также осуществлении работы по возведению доступных жилых домов по обновленным типовым проектам в сельской местности, задачах на перспективу».

В этой связи подробную информацию представил министр строительства Республики Узбекистан А.Тухтаев, обстоятельно ответив на вопросы депутатов.

По инициативе Президента страны в городах возводятся доступные многоквартирные дома, в сельской местности – доступное жилье по обновленным типовым проектам, тем самым сбываются заветные мечты граждан. Посредством этого ускоренно решается одна из крупных социальных проблем, которая волновала население на протяжении многих лет.

В 2018 году было намечено строительство 335 многоэтажных домов на 13 917 квартир. Также в соответствии с поручениями, данными в ходе поездки главы государства в регионы, определено строительство дополнительно 90 домов. Из них 79 многоквартирных домов сданы в эксплуатацию. В остальных ведутся строительно-монтажные работы.

Вместе с тем в соответствии с постановлением Президента страны «О мерах по эффективной реализации целевых программ по развитию жилищного строительства в 2018 году» от 18 января 2018 года определено строительство 16 360 доступных жилых домов. Из них в 5 942 завершены строительно-монтажные работы, они сданы в эксплуатацию.

Кроме того, на «Правительственном часе» констатировано, что, несмотря на осуществление широкомасштабных реформ, предоставление ряда льгот строительным организациям, встречается и множество недостатков.

Депутаты обратились с серьезными вопросами, касающимися обеспечения населения жильем, качественного и своевременного завершения строительных работ, создания инфраструктуры на прилегающей территории строящихся домов в регионах, а также по волнующим население проблемам. Особенно вопрос, который стал предметом несогласия депутатов, – это то, что до сих пор не сданы в эксплуатацию 4 539 жилых домов, строительство которых было запланировано в Ташкентской, Сырдарьинской, Навоийской и Хорезмской областях.

По мению депутатов, стремление местных хокимиятов к досрочному выполнению поручений в деле жилищного строительства, обеспечению положительной статистики в отчетах приводит к ряду недостатков. Халатное отношение к работе, непродуманные действия в некоторых регионах создают трудности в размещении жителей.

Министр, отвечая на вопросы депутатов, подчеркнул, что министерством и соответствующей инспекцией ведется строгий контроль по данным фактам и предпринимаются меры к ответственным лицам, допустившим подобные недостатки. В свою очередь, высказаны мнения по повышению ответственности контролера и инспекторов, принимающих строительные объекты.

Исходя из прозвучавших на «Правительственном часе» вопросов и ответов, были высказаны мнения и суждения, предложения депутатов по предотвращению пробелов, допускаемых в деятельности министерства. В частности, рекомендовано заново разработать нормативы, которые были внедрены 27 лет тому назад в жилищно-строительной сфере и ныне совершенно не отвечают современным требованиям, а также пересмотреть Жилищный кодекс Республики Узбекистан в сегодняшнем контексте.

По итогам заседания решено активизировать эффективный парламентский контроль за осуществлением работы в деле обеспечения населения жильем.

(Источник: Пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан)

Общество

Узбекистан – наш общий дом

Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» провел социологический опрос «Узбекистан – наш общий дом», в ходе которого выявлены приоритетные, утвердившиеся в общественном мнении тенденции по вопросам развития межнациональных отношений в стране, динамика их изменений за годы независимости.

Результаты мониторинговых исследований  общественного мнения подтверждают, что, по мнению узбекистанцев, самым ценным достоянием являются мир и стабильность, межнациональное и гражданское согласие в обществе (99,2%). Данное убеждение характерно для абсолютного большинства опрошенных вне зависимости от места их проживания, пола, национальности, возраста, семейного, образовательного или социального статуса.

Гарантом мира и спокойствия, укрепления межнациональных отношений в Узбекистане население в абсолютном большинстве (95,8%) считает Президента нашей страны.  Наблюдается консолидация общественного мнения вокруг личности главы государства. Это связано как с положительной оценкой политики, проводимой им, так и достигнутыми результатами в политической, экономической, социальной и культурной сферах.

Большинство граждан  считают, что с вступлением в должность Президента страны Шавката  Мирзиёева  два года назад для Узбекистана наступила новая эра развития государства. Участники опроса положительно оценивают результаты социально-экономических реформ, укрепление позиций и повышение имиджа страны на международной арене, создание условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития страны и общества, рост благосостояния и качества жизни граждан.

В ходе опроса выявлено единство общественного мнения в том, что под руководством Президента разработан стратегический курс достижения поставленных целей по вхождению Узбекистана в число развитых государств мира. В этом процессе уделяется особое внимание развитию международного сотрудничества как со странами ближнего, так и дальнего зарубежья.

Изучение общественного мнения выделило три группы факторов, выступающих в качестве основы межнационального и гражданского согласия в узбекистанском обществе. Они связаны с государственной национальной политикой, заботой о простых людях, экономической и социально-политической стабильностью общества; с особенностями узбекского народа: широтой его души,  высокими нравственными качествами, доброжелательностью узбеков к представителям других наций и народностей; с этнической и религиозной толерантностью:  хорошим отношением мусульман Узбекистана к представителям других религий, правильной гражданской позицией представителей нетитульных наций республики.

Одним из параметров изучения этнической и религиозной толерантности  многонационального населения выступает гражданская идентификация.   Исследование выявило стабильность отношения населения к своей стране и степени идентификации с ней. Респонденты рассматривают Узбекистан как свою любимую Отчизну, за которую испытывают гордость, как страну, в которой родились и выросли, как Родину своих предков.

Сравнительный анализ полученных результатов свидетельствует, что социальные представления жителей республики о своей стране стабильны и включают положительный образ Узбекистана, стойкое чувство связи с историческими корнями народа, эмоционально положительную привязанность.

Важным фактором мира и стабильности, межнационального и гражданского согласия в стране выступает соблюдение прав и свобод граждан, определенных в Конституции, независимо от их национальной и религиозной принадлежности. Оценка населением соблюдения  прав и свобод граждан показала, что они соблюдаются в полной мере (99%).

В современном обществе политическое и социальное значение имеет государственный язык, который обеспечивает единство народа и является значительным фактором укрепления и сохранения мира, межнационального и гражданского согласия в стране.

Отношение населения к знанию государственного (узбекского) языка прослеживалось в данном опросе посредством анализа четырех показателей: самооценка знания языка; желание его выучить; возможности для его изучения; обеспечение условий и помощи в изучении.

Исследование продемонстрировало, что население Узбекистана хорошо владеет государственным узбекским языком. Была изучена мотивация  респондентов в его изучении. Стабильным остается желание респондентов изучить государственный язык. По мнению респондентов, для этого созданы все возможности (92,6%). 81,5% опрошенных отмечают внимание и помощь  по отношению к желающим выучить узбекский язык.

Ярким показателем гражданского согласия в обществе выступает эмоциональная окраска чувств, испытываемых гражданами по отношению к своей Родине. Подавляющее большинство населения испытывают чувство гордости, будучи гражданами Узбекистана, – 90,7%. Это чувство остается неизменным для большинства узбекистанцев.

Результаты опросов населения, проводимых в режиме мониторинга, подтверждают устойчивость межнационального согласия как характерную черту, свойственную межнациональным отношениям в стране. Опрос 2018 года фиксирует высокие показатели оценки узбекистанцами состояния межнациональных отношений в стране – абсолютное большинство респондентов считает их очень хорошими.

Узбекистанцы положительно оценивают перспективы сохранения межнационального согласия, а, следовательно, и стабильной общественно-политической ситуации в стране, главным фактором которых является проводимая в стране национальная политика.

Опрос показал понимание узбекистанцами ключевых факторов улучшения жизни в стране, к которым граждане относят дальнейшее укрепление мира, стабильности, межнационального и гражданского согласия,  повышение уровня и качества жизни, духовно-нравственное развитие общества. 

Исследование позволяет прогнозировать дальнейшее укрепление государства, тенденцию усиления гражданской идентичности у населения страны, поддержку населением республики национальной стратегии Президента страны Шавката Мирзиёева.

В целом исследование раскрывает устойчивость благоприятных межнациональных отношений в независимом Узбекистане, основой которого является эффективная национальная политика и толерантность населения республики.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

Экология

Еще раз про Арал…

Неоднократно с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи ООН Узбекистан призывал мировую общественность срочно реагировать на вызовы экологической безопасности многомиллионному региону Центральной Азии. При этом подчеркивалось, что Аральская проблема приобретает глобальный характер вследствие масштабов ее воздействия на биосферу, условия жизни и генофонд населения.

Вместе с тем решительные действия по оздоровлению экологической обстановки, поддержанию экономической и социальной сферы в Приаралье осуществляются в основном на национальном уровне или двухсторонней основе, хотя на реализацию программ и проектов в этой зоне затрачено несколько миллиардов долларов.

Принятие правительством Узбекистана в августе 2015 года Комплексной программы по смягчению последствий Аральской катастрофы, восстановлению и социально-экономическому развитию региона Приаралья на 2015–2018 годы, включающей более 500 проектов на общую сумму более $4,3 млрд, стало беспрецедентным шагом, направленным на улучшение условий жизни населения этого региона.

Также по инициативе главы нашего государства в январе 2017 года была принята и осуществляется Государственная программа по развитию Приаралья на 2017–2021 годы, направленная на улучшение условий и качества жизни местного населения. Она предусматривает следующие конкретные действия. Первое – осуществление комплексных мер по созданию новых рабочих мест, обеспечению занятости населения, а также повышению инвестиционной привлекательности региона. Второе – развитие системы водоснабжения и повышение уровня обеспечения людей чистой питьевой водой, улучшение систем канализации, санитарии и утилизации бытовых отходов. Третье – мероприятия по дальнейшему развитию в регионе системы здравоохранения и сохранению генофонда населения. Четвертое – улучшение жилищных условий проживающих в регионе людей, ремонт внутридомовых инженерных коммуникаций и мест общего пользования в многоквартирных домах, а также благоустройство прилегающих к домам территорий с созданием детских и спортивных площадок. Пятое – развитие транспортной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры населенных пунктов региона, совершенствование оросительной сети и сетей наружного освещения, улучшение систем теплоснабжения городов Нукус и Ургенч, предусматривающее внедрение современных энергосберегающих технологий.

Совместно с партнерами из зарубежных стран и международных организаций осуществляются проекты по созданию лесных защитных насаждений на осушенном дне Аральского моря и новых охраняемых природных территорий, улучшению системы отвода коллекторно-дренажных вод, повышению уровня жизнеобеспечения населения. За последние десять лет на осушенном дне Арала заложено около 350 тыс. гектаров леса из саксаула и других солеустойчивых видов растений. Общая площадь таких территорий составила около 700 тыс. гектаров.

В целях дальнейшего решения насущных проблем Арала и Приаралья также предусматривается выполнить комплексные экологические проекты, направленные, во-первых, на развитие по высохшей береговой линии Аральского моря и дельте Амударьи системы локальных водоемов, так называемых ветландов, что позволит улучшить социально-экономическое положение населения, увеличить его занятость за счет участия в развитии рыболовства и животноводства, а также будет способствовать восстановлению биоразнообразия региона, в том числе популяции сайгаков.  Во-вторых, проведение лесозащитных мероприятий на осушенном дне Аральского моря позволит сократить соле-пылеперенос, будет способствовать восстановлению тугайных лесов и укреплению системы охраняемых природных территорий в дельте реки Амударьи. В-третьих, на реализацию до 2020 года программы водоснабжения Каракалпакстана, в результате которой охват водоснабжением в городах будет доведен до 100%, а на селе – до 80%. В-четвертых, на обеспечение применения механизмов Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и Конвенции о несудоходных видах использования международных водотоков, что будет способствовать обеспечению экологически обоснованных объемов воды в зоне Приаралья. В-пятых, на обеспечение реализации принципов «зеленой экономики», в частности, выполнение комплексной программы по внедрению экологически чистых возобновляемых источников энергии и технологий, что позволит сократить антропогенную нагрузку на окружающую среду, сохранить природные ресурсы и улучшить экологическую ситуацию. В-шестых, на содействие развитию экологических форм туризма, направленных как на познание окружающей природы, так и на ее поддержание и сохранение.

Но сегодня преодоление последствий высыхания моря не может быть обеспечено усилиями только одной страны и требует активной консолидации международных усилий, а также в целях активизации и вовлечения молодежи в практическую реализацию мер в ходе осуществляемых реформ в стране и укреплении международного сотрудничества. В связи с этим Узбекистан предложил разработать Международную конвенцию ООН о правах молодежи – унифицированный международно-правовой акт, нацеленный на формирование и реализацию молодежной политики в условиях глобализации и бурного развития информационно-коммуникационных технологий.

Отрадно отметить, что 22 июня 2018 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Об укреплении регионального и международного сотрудничества в целях обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в регионе Центральной Азии».

В этом документе подтверждена важность более тесного и более скоординированного сотрудничества между государствами Центральной Азии. Также в ней содержится призыв к государствам-членам «поддерживать усилия государств Центральной Азии, направленные на смягчение экологических и социально-экономических последствий высыхания Аральского моря».

Как отметил в своем выступлении глава нашего государства на саммите глав государств – учредителей МФСА 24 августа 2018 года, регион Центральной Азии определен главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана. В ряде значимых инициатив, выдвинутых руководителем Узбекистана на этом форуме, стали следующие. Первое –  об объявлении Приаралья зоной экологических инноваций и технологий; второе – об открытии при Международном фонде спасения Арала представительств Всемирного банка, Азиатского банка развития и Глобального экологического фонда; третье – о создании Регионального центра по выращиванию саженцев пустынных и кормовых растений, который станет уникальной научно-образовательной базой по подготовке востребованных специалистов; четвертое – о создании в зоне Приаралья трансграничных охраняемых природных территорий для  сохранения уникальной фауны нашего региона; пятое – принятие и реализация Региональной программы рационального использования водных ресурсов в Центральной Азии в целях  кардинального повышения уровня регионального сотрудничества, основанного на взаимоприемлемых механизмах взаимодействия в вопросах водосбережения, управления и рационального использования трансграничных водных ресурсов бассейна Аральского моря; шестое – о проведении совместных междисциплинарных исследований, в том числе на площадке научно-информационных центров Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии и Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию.

Эти инициативы Узбекистана полностью поддержаны нашими соседями – Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном.

Наряду с этим Президент Республики Узбекистан выдвинул инициативу создания многопартнерского Трастового фонда по человеческой безопасности для региона Приаралья, получившую поддержку ООН. Он объединит в себе опыт различных заинтересованных сторон, включая международные финансовые и донорские организации, правительство Узбекистана, национальные региональные и местные органы власти, агентства ООН и общественных организаций. Деятельность Трастового фонда не будет ограничиваться краткосрочными мерами, а будет продвигать комплексные инновационные решения, способствующие обмену технологиями через сотрудничество, с активным вовлечением местных сообществ. Эти решения, по сути, направлены на профилактику последствий, нежели на реагирование на них. Таким образом, деятельность Трастового фонда и его проекты будут полностью дополнять и продолжать усилия правительства, направленные на решение проблем региона Приаралья, применяя программный подход, который поддерживает стратегическое, прозрачное и беспристрастное сотрудничество в целях развития в соответствии с передовой мировой практикой.

Будут преследоваться также такие цели, как создание рабочих мест, управление природными ресурсами, улучшение социальных услуг в области здравоохранения и образования, укрепление прав и возможностей женщин и девочек, включая поддержку женщин в трудных условиях, развитие эффективного управления посредством совместного планирования и реализации инициатив. Фонд также будет придавать приоритет наиболее уязвимым и отдаленным регионам Приаралья и проводить непосредственную работу с сообществами.

Здесь будет обеспечиваться прозрачность отбора, утверждения, реализации и мониторинга проектов с возможностью вовлечения донорских организаций, которые будут знать, куда они инвестируют свои средства, в режиме онлайн. Кроме того, предусматриваются организация и осуществление системы мониторинга, оценки и отчетности по деятельности всего Трастового фонда и его проектов в рамках международных требований и местного законодательства.

27 ноября 2018 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялось мероприятие высокого уровня по запуску многопартнерского Трастового фонда ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья в Узбекистане. Оно было организовано правительствами нашей  страны, Японии и Норвегии в сотрудничестве с международными организациями. В ходе мероприятия была представлена программная стратегия фонда, основанная на анализе и обеспечении потребностей и нужд населения, пострадавшего в результате Аральского кризиса, посредством применения концепции человеческой безопасности.

На данном мероприятии состоялось привлечение внимания широкой международной общественности и стран-доноров к экологической катастрофе Аральского моря, которая уже вышла за рамки национальных и региональных границ и все больше требует объединения усилий всего международного сообщества.

Первым вкладчиком Трастового фонда стало правительство Норвегии,   внесшее $1,2 млн. Это решение – первый шаг на пути объединения усилий мировой общественности и стран Центральной Азии в решении насущных проблем Приаралья.

Несомненно, что Центральная Азия – это регион уникальных возможностей и огромного нереализованного потенциала. Обеспечение устойчивого развития, стабильности и процветания в регионе – наша общая и вполне достижимая задача.

Совместные усилия стран Центральной Азии станут еще одним шагом в продвижении к этой благородной цели, будут содействовать практическому решению ключевых задач, выдвижению новых, востребованных идей и предложений, направленных на укрепление нашего общего «Центральноазиатского дома».

Только активное вхождение стран ЦА в систему мирохозяйственных связей, в мировое экономическое и информационное пространство, укрепление политического сотрудничества с ведущими государствами мира и международными институтами и прежде всего интеграция государств этого региона в региональную, а также глобальную систему международной безопасности, может стать надежной гарантией мира, стабильности и устойчивого развития.

Борий АЛИХАНОВ,

заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса,

Сергей САМОЙЛОВ,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

Узбекистан – страна ТУРИЗМа

Статистика 2018 года: основные цели поездки в Узбекистан

39,4 процента иностранных граждан побывавших в Узбекистане в 2018 году приезжали к своим родственникам и друзьям. Второй наиболее крупный сегмент респондентов составляет 33,6 %, которые ответили, что целью посещения Узбекистана были отпуск, досуг и отдых. Следующей идет группа респондентов (9,1 %) прибывших в Узбекистан с деловыми и профессиональными целями. 5,7 % респондентов отметили, что прибыли для лечения и оздоровительных процедур, а ещё 5,4 % - для совершения покупок. Об этом сообщается в "Белой книге туризма 2018".

Дальнейший анализ цели посещения туристов в Узбекистане показывает, что наибольшую часть респондентов, отметивших, что основной целью их поездки является посещение знакомых и родственников, составляют граждане соседних стран: Казахстан - 26,6 %, Таджикистан - 20,2 %, Кыргызстан - 19,2 %, Туркменистан - 16,1 %. Граждане РФ также составляют значительную часть респондентов в данном контексте - 15,1 %. В целом, граждане вышеуказанных стран составляют более 97 % респондентов, которые ответили, что прибыли в Узбекистан с целью посещения знакомых и родственников. 

Среди респондентов, прибывших для отпуска, досуга и отдыха, наибольшую часть составляют граждане Казахстана - 17,2 %, РФ - 10,4 %, Кыргызстана - 8,5 %, Китая - 7,7 %, Туркменистана - 6,8 %, Франции - 5,9 %, Таджикистана - 5,8 %, Индии - 5,7 %, Италии - 4,9 %. 

Анализ показывает, что большинство граждан дальнего зарубежья прибывают в Узбекистан для досуга и отдыха. Так, респонденты - граждане Гонконга - все отметили, что прибыли для отпуска, досуга и отдыха. Данный показатель по отношению к респондентам из Австралии составляет 89,4 %, Нидерландов - 87,1 %, Италии - 86,3 %, Франции - 85,1 %, Великобритании - 84,9 %, Германии - 80,2 %, США - 78,2 %, Китая - 75 %, Южной Кореи - 70,3 %. 

Интерес вызывает также данные опроса касательно посещения религиозных мест и паломничества. Основная часть респондентов, прибывших в Узбекистан по направлению зиёрат-туризма, составляют граждане Туркменистана - 33,9 %. В целом, в данном направлении граждане стран Центральной Азии (Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана) и РФ составляют 65,1 % от общей численности респондентов. Граждане стран Азиатско-Тихоокеанского региона составляют 15,6 %, Европы - 12,8 % и Ближневосточного региона - 6,4 %. 

(Источник: веб-сайт «Kun.uz») 

 
EN AF RU
Конференции