right
Visitors
Сейчас 665 гостей онлайн

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ № 11 Управление по связям с общественностью и СМИ МИД Республики Узбекистан 16 января 2019г.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ № 11

Управление по связям с общественностью и СМИ

МИД Республики Узбекистан

16 января 2019г.

РАБОЧИЙ ВИЗИТ ПРЕЗИДЕНТА УЗБЕКИСТАНА В ИНДИЮ

Президент Узбекистана – главный гость саммита «Динамичный Гуджарат-2019»

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев примет участие в международном инвестиционном саммите «Динамичный Гуджарат-2019» в качестве главного гостя и надежного партнера.

Во время двухдневного саммита глава нашего государства также проведет переговоры с Премьер-министром Нарендрой Моди, который откроет этот крупный форум 19 января.

- Наш Президент примет участие вместе с правительственной и бизнес-делегацией в саммите "Динамичный Гуджарат", – говорит посол Узбекистана в Индии Фарход Арзиев.

В состав высокопоставленной делегации из Узбекистана входят руководители Комитета по инвестициям, Министерства внешней торговли, Торгово-промышленной палаты, Министерства иностранных дел, а также более 60 руководителей крупнейших национальных и частных компаний Узбекистана.

По словам Ф. Арзиева, это второй визит Президента Шавката Мирзиёева в Индию за последние четыре месяца. Государственный визит Президента Узбекистана в октябре 2018 года открыл новую главу в узбекско-индийских отношениях.

В ходе двухдневного саммита также будет проведено первое заседание недавно сформированного Узбекско-Индийского Делового совета, на котором Узбекистан представят как надежного партнера для инвестиций индийских бизнесменов.

В Узбекистане индийские бизнесмены знакомятся с инвестиционным потенциалом в сферах фармацевтики, текстиля, образования, информационных технологий и туризма.

- Узбекистан индийские бизнесмены рассматривают как страну с богатыми природными ресурсами, привлекательными инвестиционными условиями для дальнейшего расширения бизнеса, – говорит Ф. Арзиев. - Экономическая либерализация, динамичные политические реформы и поощрение прямых иностранных инвестиций делают Узбекистан привлекательным для ведения бизнеса и вложения инвестиций.

- Поскольку Гуджарат является центром фармацевтической промышленности, так как здесь базируются ведущие фирмы, мы пригласили Узбекистан и страны Африки, чтобы наши компании смогли изучить возможности расширения своего бизнеса, установления нового сотрудничества, – говорит главный секретарь Гуджарата доктор Ж. Н. Сингх.

Для привлечения инвестиций в фармацевтическую отрасль в Андижанской области создается Узбекско-Индийская свободная фармацевтическая зона, и этот проект входит в число 17 соглашений, подписанных в ходе государственного визита Президента Узбекистана в Индию в прошлом году.

После открытия саммита Премьер-министром Нарендрой Моди будет проведен семинар, посвященный Узбекистану, в котором акцент будет сделан на Узбекско-Индийскую свободную фармацевтическую зону в Андижане.

В нашей стране создано 18 свободных экономических зон с 30-летним сроком эксплуатации и возможностью последующего продления. Семь из них осуществляют деятельность в фармацевтической отрасли.

Сотрудничество Андижана и Гуджарата расширяется, и это будет закреплено в рамках Меморандума о партнерстве, который подпишут на семинаре. После прошлогоднего визита Президента Узбекистана саммит «Динамичный Гуджарат» станет первой площадкой, на которой лидеры Индии и Узбекистана укрепят взаимоотношения.

- Узбекистан предоставляет режим наибольшего благоприятствования 45 странам, включая Индию, - говорит Ф. Арзиев. - Благоприятная инвестиционная среда основана на надежной правовой базе и широком спектре гарантий и льгот для инвесторов, включая налоговые льготы, предоставление земли и зданий на привлекательных условиях.

(Источник: УзА)

В Гужарате пройдет первое заседание Узбекско-индийского делового совета

В преддверии визита президента Шавката Мирзиёева в Индию 17 января в Гужарате планируется проведение первого заседания Узбекско-индийского делового совета, в котором примут участие главы крупных индийских компаний, а также представители министерств и ведомств, сообщили в пресс-службе ТПП Узбекистана.

Соглашение по созданию делового совета между Конфедерацией индийской промышленности и Торгово-промышленной палатой Узбекистана было подписано в ходе бизнес-форума в рамках государственного визита Шавката Мирзиеева в Индию в сентябре 2018 года.

Совет был создан для активизации экономического диалога, он позволит заложить основу для создания благоприятных условий между деловыми кругами двух стран. Деловой Совет станет платформой для обсуждения и реализации потенциальных инвестиционных проектов в различных областях, будет способствовать продвижению товарооборота между двумя странами, развитию транспортного сообщения и расширению транзитных коридоров между Узбекистаном и Индией.

Напомним что, 24 декабря 2018 года при Торгово-промышленной палате Узбекистана был создан Узбекско-индийский центр по развитию предпринимательства.

Он поможет внедрить современные подходы и навыки в области переподготовки и повышения квалификации в стране. Также будут разработаны рекомендации для представителей деловых кругов, способствующие созданию научных исследований, которые служат эффективности деятельности промышленных и бизнес-структур.

(Источник: веб-сайт «Kun.uz»)

РЕФОРМЫ

Президент Узбекистана подписал указ об активизации урбанизации

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал указ «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации».

В документе отмечается, что за последние 10 лет уровень урбанизации в стране имеет тенденцию к снижению — количество городских поселений возросло лишь с 1065 до 1071.

Процесс урбанизации недостаточно учитывается как фактор, способствующий устойчивому развитию и росту благосостояния населения городов, в рамках структурных преобразований в стране.

«Несмотря на принятые меры по преобразованию крупных сельских населенных пунктов в категорию городских поселков, сложившийся уровень урбанизации не отвечает современным требованиям комплексного развития городов и значительно отстает от мировых тенденций. При этом уровень урбанизации все еще не приобрел устойчивый характер», — подчеркивается в указе.

Документом определены основные направления коренного совершенствования процессов урбанизации в стране:

  • активизация процессов урбанизации на основе реализации принципиально новой жилищной политики, предусматривающей специальные меры поддержки инвестиций в строительство жилых домов с обеспечением инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, в том числе доступных для семей с невысокими и средними доходами, с использованием механизмов ипотечного кредитования и привлечения финансовых ресурсов субъектов предпринимательства;
  • гарантирование реализации права собственности на земельные участки
    для физических и юридических лиц под жилыми, нежилыми зданиями и строениями, формирование условий для введения земельных участков в гражданский оборот;
  • создание условий для свободного перемещения населения из сельской местности в города путем совершенствования системы административного регулирования миграционных процессов;
  • повышение благосостояния населения крупных городов, содействие обеспечению полной и продуктивной занятости их населения с учетом расширения доступа к экономическим и производственным ресурсам, а также создания и укрепления системы технопарков на основе региональных высших образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов;
  • широкое внедрение прогрессивного международного опыта управления средними городами, в том числе районными центрами, с учетом использования преимущества агломераций как фактора роста доходов населения и формирования стационарных рабочих мест, прежде всего, в сфере промышленности, услуг и сервиса;
  • расширение сети городов-спутников, прилегающих к крупным городам с удобными транспортными сообщениями, расширение территорий общественно-деловых зон в центральной части крупных городов с уменьшением территорий производственных и иных зон.

С 1 июля юридическим лицам — резидентам Узбекистана и физическим лицам — гражданам Узбекистана разрешается приватизировать земельные участки несельскохозяйственого назначения. Приватизированные участки являются частной собственностью (объектами гражданского оборота) и неприкосновенны, подчеркивается в указе.

До 1 июля планируется с привлечением отечественных и зарубежных экспертов разработать проект постановления президента об утверждении Концепции развития урбанизации в Узбекистане до 2030 года, предусматривающий в том числе создание новых городов и городов-спутников за счет комплексного жилищного строительства.

При Министерстве экономики и промышленности образуется Агентство урбанизации (его директор будет заместителем министра), которое займется реализацией единой государственной политики в сфере регулирования урбанизации, долгосрочным планированием темпов, этапов и результатов политики индустриализации, анализом долгосрочных демографических тенденций в городе и селе, расчетом демографической емкости городов в условиях быстрой индустриализации и количества потребности в трудовой силе в городах.

В задачи агентства также вошли выявление «полюсов роста», выбор мест управленческих центров, согласование политик в сфере образования, формирования рынка труда, внутренней и внешней миграции, разработка комплексной программы по стимулированию перетока рабочей силы из села в города, предусматривающей ряд институциональных и организационных мероприятий, направленных на обучение и переобучение сельских жителей новым промышленным специальностям.

Среди других функций агентства — управление формированием городских агломераций с учетом создания городов-спутников, включающих социальную, инженерно-коммунальную и дорожно-транспортную инфраструктуру на основе внедрения передовых, энергосберегающих, экологически чистых технологий и материалов, а также регулирование комплексного развития городской системы расселения, формирование эффективного соотношения малых, средних, больших и крупных городов с учетом мировой практики.

При Министерстве экономики и промышленности также создается Фонд развития урбанизации, который будет аккумулировать все средства, поступающие от приватизации земельных участков, финансировать проекты по разработке проектов генеральных планов новых городов и городов-спутников, создаваемых в рамках Концепции урбанизации, а также работы по строительству для них необходимых объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Фонд также будет продавать через аукционные торги земельные участки, имеющие необходимую инфраструктуру, с аккумулированием поступающих средств, и заниматься развитием ипотечного рынка путем разработки и внедрения новых форм ипотечного кредитования, выпуска среднесрочных и долгосрочных ипотечных облигаций, размещения их среди институциональных инвесторов, а также привлечение средств международных финансовых институтов для развития национального рынка ипотеки.

До1 ноября должна быть проведена инвентаризация населенных пунктов, прилегающих к крупным городам, на предмет определения их природно-экономического потенциала для включения в список преобразуемых в города-спутники в среднесрочном периоде с учетом реализации системных урбанизационных процессов, включая размещение новых промышленных предприятий в комплексе с объектами социальной и производственной инфраструктуры.

Государственному комитету по статистике и Агентству по развитию урбанизации поручено усовершенствовать учет и статистическую отчетность городского населения, исходя из результатов намечаемой переписи населения, а также методологию исчисления уровня урбанизации по международным требованиям.

До 1 июня намечено подготовить проект постановления президента об утверждении основных прогнозных параметров государственных программ комплексного жилищного строительства на период 2020—2025 годы.

Документ должен предусматривать инвентаризацию пустующих земельных участков, территорий с жилыми домами, непригодными для проживания, а также неиспользуемых или неэффективно используемых зданий и сооружений с последующей их передачей Фонду развития урбанизации для инфраструктурного развития. Они будут считаться приватизированными и могут реализовываться застройщикам.

Запланирована поэтапная оптимизация действующих государственных программ по строительству жилых домов, с направлением высвобождаемых средств на строительство жилых домов в рамках государственных программ комплексного жилищного строительства. Определенная часть застраиваемых зданий и сооружений должна быть оснащена и обеспечена исключительно альтернативными источниками энергии.

Указом утверждена «Дорожная карта» по обеспечению регулирования урбанизациив Узбекистане.

Центральному банку совместно с коммерческими банками в срок до 1 апреля поручено разработать и внедрить новый порядок кредитования, отменяющий требование прописки по месту обращения в банк по таким видам кредита, как предпринимательский, потребительский, ипотечный и другие.

(Источник: веб-сайт «Газета.uz»)

 

ИНФРАСТРУКТУРА

«Открытое небо» в аэропорту Нукуса начнет действовать с летнего сезона

Режим «Открытое небо» в аэропорту Нукуса начнет действовать с летнего сезона.

На территории международного аэропорта «Нукус» в Каракалпакстане вводится режим «Открытое небо», сообщили «Газете.uz» в пресс-службе Государственной инспекции Узбекистана по надзору за безопасностью полетов.

По правилам режима иностранным авиакомпаниям, назначенным в соответствии с межправительственными соглашениями о воздушном сообщении, предоставляется право на выполнение полетов в аэропорт Нукуса без ограничения частот полетов.

Полеты должны осуществляться в рамках упомянутых соглашений без права 5-й свободы воздуха, и с учетом технических возможностей аэропорта «Нукус».

Пятая степень «свободы воздуха» — это право, предоставляемое одним государством другому, в соответствии с которым назначенный перевозчик имеет право выгружать и принимать на борт на территории страны-партнера по соглашению пассажиров, почту и грузы, следующие из третьего государства или в него.

Режим «Открытое небо» в Нукусе будет действовать с начала сезона расписания Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) «Лето-2019» до конца сезона «Зима-2021/2022».

Авиационным властям иностранных государств, заключивших международные договора с Узбекистаном в области воздушного сообщения, по дипломатическим каналам направлены соответствующие уведомления Госавианадзора.

В феврале прошлого года сообщалось о намерении внедрить режим «открытое небо» также в аэропортах Андижана и Навои.

(Источник: веб-сайт «Газета.uz»)

Международные отношения

Встреча с Послом Омана

16 января 2019 года Министр иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиз Камилов принял вновь назначенного Чрезвычайного и Полномочного Посла Султаната Оман Ахмада бин Саида бин Умара ал-Касирий.

Принимая копию верительных грамот, Министр тепло приветствовал Посла и пожелал ему успешной работы на благо укрепления отношений между Узбекистаном и Оманом.

В ходе состоявшейся беседы выражена уверенность, что открытие Посольства нашей страны в г.Маскате, состоявшееся в сентябре прошлого года, позволит придать узбекско-оманскому диалогу системный и динамичный характер.

Стороны обменялись мнениями относительно перспектив сотрудничества в политической, торгово-экономической, инвестиционной, культурно-гуманитарной и других областях, а также по графику и повестке дня предстоящих в 2019 году совместных мероприятий.

(Источник: Веб-сайт МИД Республики Узбекистан)

Встреча с Послом КНР

16 января 2019 года Министр иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиз Камилов принял Чрезвычайного и Полномочного Посла Китайской Народной Республики Цзян Янь.

В ходе беседы стороны обменялись мнениями по актуальным вопросам узбекско-китайской повестки дня на 2019 год.

Посол передала официальное приглашение китайской стороны на имя Президента Узбекистана принять участие во Втором международном форуме «Один пояс, один путь», который состоится в апреле текущего года в г.Пекине.

На встрече также обсуждены практические аспекты проведения узбекско-китайской встречи на высшем уровне в г.Ташкенте.

(Источник: Веб-сайт МИД Республики Узбекистан)

ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

В Пакистане отметили государственный праздник Узбекистана

14 января 2019 года по инициативе высшего военного командования Исламской Республики Пакистан в Объединенном штабе Вооруженных сил ИРП впервые в их практике и в истории двусторонних отношений торжественно отметили государственный праздник Узбекистана – День защитников Родины. 
Мероприятие было организовано на высоком уровне. На плацу торжеств Объединенного штаба делегацию посольства Узбекистана встретили генеральный директор Директората по международному военному сотрудничеству генерал-майор Мухаммад Шафик и его заместители. Был выстроен почетный караул, участники мероприятия проследовали в зал торжеств в сопровождении военного оркестра. У входа в здание на почетном месте были установлены государственные флаги Узбекистана и Пакистана. 

В рамках мероприятия пакистанская сторона продемонстрировала видеопрезентацию, в которой подробно рассказала о богатом историческом прошлом, экономическом потенциале и военной мощи Узбекистана. В частности, было особо подчеркнуто, что широкомасштабные реформы, проводимые под руководством Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и, прежде всего, его твердое следование принципам добрососедства также способствовали активизации всестороннего пакистано-узбекского сотрудничества, в том числе в области безопасности. 

В презентации отдельно было рассказано о последних достижениях в сфере военного и военно-технического сотрудничества между Вооруженными силами Пакистана и Узбекистана. Мероприятие завершил официальный прием, организованный от имени председателя Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) генерала Зубейра Хаята. 

Представители Пакистана подчеркивали, что подобное мероприятие проводится впервые в истории Объединенного штаба Вооруженных сил ИРП. Знаковым является тот факт, что личным решением председателя ОКНШ данное торжество начали практиковать именно с Узбекистана, с которым Пакистан имеет наиболее близкие историко-культурные связи. Это также является признанием авторитета Узбекистана, нынешнего высокого уровня военно-политических связей и темпов развития многопланового пакистано-узбекского сотрудничества. Подчеркивалось, что пакистанский генералитет высоко оценивает темпы развития Узбекистана, стремительный рост экономики и его роль в стабилизации ситуации в регионе, особенно в Афганистане. 

Отмечалось, что новая и эффективная иерархия региональной безопасности выстраивается в Центральной Азии под руководством Президента Узбекистана. В частности, проведение в прошлом году в Узбекистане международной конференции по Афганистану, а также последующие дипломатические усилия узбекской стороны на этом направлении подтолкнули мировые державы пересмотреть свои подходы к афганской роблематике, что значительно способствовало оздоровлению ситуации в регионе. 

Собеседники узбекских дипломатов подчеркивали, что в пакистанском обществе, в том числе среди военного командования, с уважением и особой теплотой относятся к богатейшему историко-культурному наследию Узбекистана, а поездка в Самарканд и Бухару считается особой привилегией. Туризм в Узбекистан становится все более популярным среди пакистанцев. 

Как отмечали ведущие СМИ Пакистана, сообщившие о беспрецедентном мероприятии в ОКНШ, сегодня открываются новые возможности для дальнейшего укрепления сотрудничества. Проявленное уважение к государственному празднику Узбекистана – Дню защитников Родины стало ярким свидетельством нового уровня отношений между Пакистаном и Узбекистаном, подтвердило готовность сторон к развитию тесных связей между двумя братскими народами на дружественной основе. 

(Источник: УзА)

Общество

Следствие по делу экс-главы банка «Алп Жамол» возобновлено

Следствие по делу бывшего председателя наблюдательного совета банка «Алп Жамол» Мухиддина Асомиддинова возобновлено. Он вернулся в Узбекистан и возместил вмененный ущерб.

Следствие по уголовному делу в отношении Мухиддина Асомиддинова, бывшего председателя наблюдательного совета банка «Алп Жамол», ликвидированного в марте 2010 года, возобновлено. Об этом «Газете.uz» сообщили в пресс-службе Генеральной прокуратуры Узбекистана.

Уголовное дело, возбужденное по статьям 167 (хищение путем присвоения или растраты), 184 (уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей) и другим статьям Уголовного кодекса, было приостановлено в связи с нахождением Мухиддина Асомиддинова в розыске. В связи с его добровольным возвращением и привлечением к следствию уголовное дело возобновлено.

«С учетом раскаяния обвиняемого в содеянном, добровольного возмещения в полном объеме нанесенного ущерба и активного сотрудничества со следствием примененная в его отношении мера пресечения в виде заключения под стражу заменена на подписку о надлежащем поведении», — сообщили в пресс-службе Генпрокуратуры.

Следственные действия по уголовному делу ведутся Генеральной прокуратурой.

Банк «Алп Жамол», созданный в марте 1998 года, был одним из первых частных банков Узбекистана. В марте 2010 года Центральный банк отозвал его лицензию на право проведения банковских операций и генеральную лицензию на проведение операций в иностранной валюте за нарушения банковского законодательства.

На 1 января 2010 года активы банка составляли 118,6 млрд сумов (курс ЦБ РУ на 16.01.2019, 1$= 8356.18 сум), число клиентов превышало 155,78 тысячи юридических и физических лиц. Помимо Ташкента, банк присутствовал в Ташкентской, Кашкадарьинской, Наманганской и Самаркандской областях.

(Источник: веб-сайт «Газета.uz»)

ПРОБЛЕМЫ Арала и водных ресурсов Средней Азии

Хватит ли Узбекистану воды?

"Где кончается вода, там кончается жизнь" - именно эти слова приведены на обложке книги "Вода: капля жизни" американского писателя Питера Свенсона. Там отмечено, что у узбеков есть такая поговорка. Согласны с ней и ученые. Гидросфера - главный компонент экологической среды.

По прогнозам ООН, к 2050 году население Земли составит 9,8 млрд человек, а от дефицита воды будут страдать от двух до семи миллиардов. По оценкам различных международных организаций, уже к 2025-му третья часть растущего населения планеты ощутит нехватку бесценной влаги для орошения. А ведь сегодня на него расходуется 80 процентов всех глобальных ресурсов пресной воды, используемой человечеством. Данные Международного исследовательского института продовольственной политики свидетельствуют об ожидаемом увеличении к 2030 году площади орошаемых земель на 20 процентов, объема водопотребления - на 14.

В Концепции устойчивого развития нашей страны отмечено: "Одной из стратегических целей устойчивого развития Узбекистана определяется рационализация и эффективное земле- и водопользование. С точки зрения концептуального направления национальной политики Узбекистан развивается в напряженной экономической и водохозяйственной обстановке".

Возвращаясь к этой проблеме, Президент Шавкат Мирзиёев в Послании Олий Мажлису 28 декабря 2018-го наряду с первостепенными приоритетами отметил, что одни из главных задач в нынешнем году - реформирование системы управления сельскохозяйственной сферой, рациональное использование земельных и водных ресурсов на основе передовых технологий, обеспечение продовольственной безопасности. И далее обозначил еще одно важное направление - широкое внедрение водосберегающих технологий в агросекторе. Говоря о планах, глава государства подчеркнул: "Пока они изложены на бумаге, но нам предстоит превратить их в практические действия и реальные результаты, и для этого всем нам нужно упорно трудиться".

Надо отметить, что ученые республики накопили солидный опыт и подготовили много рекомендаций по воплощению в жизнь принятых нормативно-правовых актов и поручений Президента и правительства Узбекистана. Вот уже более 40 лет в Каршинском инженерно-экономическом институте мы проводим работы именно по решению вышеотмеченных серьезных проблем устойчивого водо- и землепользования.

Во-первых, что касается пресных вод для населения, то при разумном использовании их достаточно. Это в первую очередь запасы подземных вод Ферганской и Зарафшанской долин, Приташкентской и Джизакской зон, Китабо-Шахрисабзской впадины, Сурхандарьинского бассейна. По нашему мнению, настало время создания единой водопроводной сети Узбекистана (аналогично электро- и газопроводной). Ресурсы эти и пресных водохранилищ надо направить в основном для питьевых нужд. Так можно снять проблему снабжения населения собственными силами.

Во-вторых, если мы хотим обеспечить устойчивое развитие, в том числе в Цент­ральной Азии, крайне необходимо уже сегодня перевести все крупные промышленные предприятия, в том числе и запланированную АЭС, на использование опресненных подземных и поверхностных вод. Нами разработана и испытана соответствующая опреснительная установка, основанная на газогидратной технологии, признанная экологически экономичной. Этим мы решим и природоохранную задачу.

В-третьих, наряду с гидрологической и метеорологической наблюдается также почвенная засуха. Тем более ученые Калифорнийского университета (США) предрекают, что 2019-й станет самым жарким за всю историю наблюдений. Естественно, как и в 2018 году, это приведет к увеличению оросительной нормы за счет интенсивного испарения. Рациональному использованию воды поспособствует массовое применение специально разработанных устройств, способствующих осуществлению субирригации, в коллекторно-дренажной, оросительной и речной сетях. Каскадное внедрение технологии позволит в 1,5-2 раза сократить оросительную норму. Они решают комплекс экологиче­ских и социальных проблем.

В-четвертых, учитывая неоднократные требования Президента о широком внед­рении капельного орошения, предлагаем крайне необходимую технологию мелиорации почв, нацеленную на уменьшение испаряемости, сохранение энергии и повышение плодородности. Сущность способа заключается в использовании местных минералов из тяжелых глин с физическим изменением их состояния. Ее можно задействовать во всех областях с учетом наличия местных минералов, в том числе и для капельного орошения саксаула в зоне Приаралья, на площади 900 тысяч гектаров. Она способствует также предотвращению ветровой эрозии за счет увеличения связности почвы. Тем более в Тебинбулакском месторождении Каракалпакстана имеются солидные запасы одного из таких минералов - вермикулита.

В-пятых, необходимо оперативно оценить качество поверхностных и подземных вод в современных условиях с прогнозом на отдаленную перспективу. Для этого надо проанализировать изменение их химического состава, что позволит прогнозировать солесодержание в почвах и, соответственно, заранее принимать меры по их охране. Сейчас в предгорных районах наблюдается локальное содовое засоление земли. Ученые доказали: если такие участки занимают 20-30 процентов орошаемых площадей, то работа на них считается нерентабельной. Предотвратить ухудшение ситуации поможет способ рассоления почв, который одновременно позволяет выделять нитрат натрия - чилийскую селитру, так необходимую растениям.

Надо отметить, что все предложенные инновации испытаны в лабораторных и полевых условиях, апробированы и одобрены специалистами России, Казахстана, Туркменистана, США и стран Европы. Технические разработки готовы к поэтапному внедрению, на них получены авторские свидетельства и патенты на изобретения.

Все вышеперечисленные решения требуют также усовершенствованного интегрированного управления водными ресурсами для каждого региона. Соответствующие подходы надо разрабатывать на уровне крупных промышленных предприятий, районов, областей и бассейнов рек. У наших ученых имеется огромный опыт проведения таких расчетов и экспериментов. Надеемся, что этот комплекс инноваций будет учтен при разработке "дорожной карты" по водопользованию и поможет улучшению социального развития Узбекистана.

Шухрат Мурадов.

Доктор технических наук, профессор Российской академии естествознания, член Ассоциации водных ресурсов Америки.

 

Приложение

О мерах по коренному совершенствованию системы управления государственными активами, антимонопольного регулирования и рынка капитала

Указ Президента Республики Узбекистан

В стране осуществляются масштабные преобразования, направленные на обеспечение экономического роста, повышение конкурентоспособности, углубление процессов модернизации и диверсификации экономики, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, прежде всего в базовые, структурообразующие отрасли.

При этом, дальнейшее сокращение участия государства в экономике, развитие фондового рынка и создание здоровой конкурентной среды являются основой для проведения активной инвестиционной политики, динамичного и устойчивого развития всех сфер жизнедеятельности общества и государства.

Вместе с тем, концентрация в рамках одного государственного органа функций управления государственными активами, осуществления антимонопольного регулирования и регулирования рынка ценных бумаг привела к накоплению системных проблем, в числе которых:

во-первых, высокая степень вмешательства государственных органов в текущую операционную деятельность предприятий с долей государства в уставном капитале (далее – предприятия с государственным участием), отсутствие гибкости и восприимчивости к рыночным тенденциям, чрезмерная зависимость предприятий с государственным участием от налоговых и таможенных льгот, в том числе индивидуального характера;

во-вторых, отсутствие системы стратегического планирования, анализа и управления рисками, низкая инвестиционная привлекательность предприятий с государственным участием, в том числе в связи с низким техническим уровнем производства, наличием многочисленных непрофильных активов, отвлечением финансовых ресурсов на непроизводственные цели;

в-третьих, отсутствие налаженной системы учета государственных активов, низкая эффективность управления приватизационными процессами, слабый институциональный потенциал по восстановлению производственной деятельности бездействующих предприятий и пустующих объектов;

в-четвертых, недостаточность институционального потенциала и прав уполномоченного органа для проведения эффективных и своевременных расследований нарушений антимонопольного законодательства;

в-пятых, несоответствие нормативно-правовой базы антимонопольного регулирования современным требованиям и международным стандартам, отсутствие механизма оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию и устаревшие методы анализа товарных и финансовых рынков;

в-шестых, отсутствие системной работы по внедрению корпоративных стандартов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) внутри хозяйствующих субъектов, устойчивой системы подготовки кадров в сфере антимонопольного регулирования, конкурентного права и политики, а также защиты прав потребителей;

в-седьмых, нынешнее состояние рынка капитала страны не позволяет использовать имеющиеся возможности и потенциал для привлечения в реальный сектор экономики долгосрочных и прямых инвестиций, в том числе иностранных, препятствует эффективной реализации намеченных реформ и ускоренному инновационному развитию республики.

В целях ускоренного проведения институциональных и структурных реформ, внедрения эффективных механизмов управления государственными активами, кардинального совершенствования системы антимонопольного регулирования, надежного функционирования рынка капитала, а также в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и Концепцией административной реформы в Республике Узбекистан:

1. Согласиться с предложением Кабинета Министров Республики Узбекистан о:

а) создании на базе Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (далее – Госкомконкуренции), Центра по координации и развитию рынка ценных бумаг при Госкомконкуренции и Центра по управлению государственными активами при Госкомконкуренции (далее – Центр по управлению государственными активами):

Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан(далее – Агентство по управлению государственными активами) с передачей ему штатных единиц, а также задач, функций и полномочий упраздняемых Госкомконкуренции и Центра по управлению государственными активами в части управления государственными активами, в том числе находящимися за рубежом, реализации приватизационных мероприятий (включая продажу государственных долей), передачи государственного имущества в аренду, внедрения корпоративного управления в предприятиях с государственным участием, финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий с государственным участием, банкротства, обеспечения государственного регулирования оценочной деятельности, утверждения стандартов оценки имущества и сертификации риэлторов;

Антимонопольного комитета Республики Узбекистан(далее – Антимонопольный комитет) с передачей ему штатных единиц, а также задач, функций и полномочий упраздняемого Госкомконкуренции в части антимонопольного регулирования, развития конкурентной среды, контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, лицензирования товарно-сырьевых бирж;

Агентства по развитию рынка капитала Республики Узбекистан (далее – Агентство по развитию рынка капитала) с передачей ему штатных единиц, а также задач, функций и полномочий упраздняемых Госкомконкуренции и Центра по координации и развитию рынка ценных бумаг при Госкомконкуренции в части регулирования рынка ценных бумаг, включая организаторов торгов ценными бумагами и Центрального депозитария ценных бумаг, а также развития корпоративного управления, а также Министерства финансов Республики Узбекистан – в части регулирования деятельности по организации лотерей;

б) передаче в ведение Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан Республиканского центра обучения основам предпринимательской деятельности;

в) возложении функций упраздняемого Госкомконкуренции:

по инвентаризации и выявлению пустующих и незавершенных строительством объектов и повышению эффективности их производственной деятельности – на Государственный налоговый комитет и Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру;

рабочего органа межведомственных комиссий по эффективному использованию неиспользуемых производственных объектов, а также по разработке инвестиционных проектов («Дорожных карт») по восстановлению производственной деятельности пустующих и незавершенных строительством объектов – на Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям.

2. Определить основными направлениями государственной политики:

а) в сфере управления государственными активами, финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий с государственным участием:

выработку рыночных механизмов управления государственной долей в уставных капиталах предприятий с государственным участием;

внедрение в предприятиях с государственным участием современных методов корпоративного управления, повышение ответственности их органов управления за эффективность деятельности этих предприятий;

организацию эффективной работы с зарубежными и международными институтами и компаниями по внедрению эффективных механизмов предприватизационной подготовки предприятий с государственным участием, предусматривающих в том числе повышение их привлекательности и эффективности управления ими;

поэтапное сокращение доли государства в уставных капиталах предприятий с государственным участием, обеспечение эффективной и прозрачной приватизации;

разработку и участие в реализации программ финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий с государственным участием, повышения эффективности их деятельности;

б) в сфере развития конкуренции и антимонопольного регулирования:

обеспечение равных условий и свободы хозяйственной деятельности всех участников рынков, их конкурентоспособности за счет предоставления им равного доступа к товарам (работам, услугам), упрощения разрешительных процедур и оказания государственных услуг;

создание условий для повышения качества производимых товаров (работ, услуг), ограничения необоснованного роста цен и обеспечения за счет этого высокой степени удовлетворенности внутреннего спроса;

разработку предложений по сокращению участия государства в уставных капиталах (фондах) хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных и финансовых рынках;

в) в сфере развития рынка капитала:

формирование целостной стратегии развития рынка капитала и реализация единой государственной политики в данной сфере;

содействие формированию эффективной инфраструктуры рынка капиталов;

ускоренное развитие и расширение масштабов вторичного рынка ценных бумаг, совершенствование системы корпоративного управления;

развитие международных связей в сфере корпоративного управления и регулирования рынка капитала.

3. Определить основными задачами:

а) Агентства по управлению государственными активами:

ведение единой государственной политики по эффективному управлению государственными активами;

осуществление права акционера (учредителя и участника) по переданным ему государственным пакетам акций (долям) в уставных капиталах предприятий с государственным участием;

внедрение современных методов и форм корпоративного управления в предприятиях с государственным участием на основе передовой мировой практики, кардинальное повышение роли акционеров и наблюдательных советов в их управлении;

содействие, в том числе на основе рекомендаций международных финансовых институтов, поэтапной трансформации предприятий с государственным участием в эффективные предприятия, способные конкурировать на внутреннем и внешнем рынках;

координацию разработки и утверждения стратегий развития предприятий с государственным участием, направленных на обеспечение эффективности и транспарентности их деятельности, оптимизации структуры управления, высокой доходности и роста капитализации, вывода непрофильных и неиспользуемых активов;

осуществление инвестиционной деятельности с обеспечением интересов государства, в том числе путем передачи государственных акций (долей) в доверительное управление;

организацию комплекса мер по привлечению инвестиций, в том числе прямых иностранных, а также портфельных инвестиций за счет выпуска и реализации облигаций и акций предприятий с государственным участием, включая размещение эмиссии по IPO/SPO на отечественном и зарубежных фондовых биржах;

обеспечение открытого и прозрачного механизма реализации (приватизации) и передачи в аренду государственных активов, ведение мониторинга за выполнением инвесторами принятых инвестиционных и социальных обязательств, а также участие в разработке предложений по государственно-частному партнерству;

определение на основе анализа бездействующих, низкорентабельных и убыточных предприятий с государственным участием, разработку и участие в реализации программ их финансового оздоровления и повышения эффективности деятельности;

реализацию государственной политики по делам о банкротстве;

проведение совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан эффективной дивидендной политики в предприятиях с государственным участием;

обеспечение государственного регулирования оценочной деятельности, утверждение стандартов оценки имущества, а также сертификацию риэлторов;

б) Антимонопольного комитета:

реализацию единой государственной политики в сфере обеспечения конкурентной среды на товарных и финансовых рынках;

осуществление системного анализа состояния конкурентной среды на товарных и финансовых рынках, выявление и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, «картельных» соглашений и сговоров, недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов;

антимонопольное регулирование торгов, экономической концентрации и государственной помощи;

обеспечение недискриминационного доступа участников рынков к высоколиквидным товарам (работам, услугам), в том числе субъектов естественных монополий;

проведение оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию, недопущение принятия решений и осуществления действий государственных органов, ограничивающих конкуренцию;

в) Агентства по развитию рынка капитала:

реализацию единой государственной политики в области формирования, развития и регулирования рынка ценных бумаг и корпоративного управления;

защиту прав и законных интересов инвесторов, осуществляющих операции с ценными бумагами, а также владельцев ценных бумаг;

контроль за соблюдением законодательства о рынке ценных бумаг, законодательства об акционерных обществах и защите прав акционеров;

информирование инвесторов и общественности о состоянии развития отечественного рынка капитала и его профессиональных участниках;

содействие внедрению новых видов финансовых инструментов, позволяющих привлекать необходимые ресурсы для финансирования инвестиционных проектов;

лицензирование деятельности фондовых бирж и профессиональных участников рынка ценных бумаг;

эффективное сотрудничество с зарубежными и международными институтами по вопросам развития и регулирования рынка капитала.

4. Образовать при Агентстве по управлению государственными активами внебюджетный Фонд по управлению, трансформации и приватизации государственных активов (далее – Фонд) без образования юридического лица на базе Фонда содействия приватизированным предприятиям при Госкомконкуренции.

Определить, что средства, находящиеся во внебюджетном фонде упраздняемого Госкомконкуренции и Фонде содействия приватизированным предприятиям при Госкомконкуренции, распределяются равными долями между внебюджетными фондами Агентства по управлению государственными активами и Антимонопольного комитета.

5. Определить источниками формирования средств Фонда:

средства от аренды государственного имущества, сумм пени за просрочку внесения арендной платы и штрафов за нарушение договорных обязательств;

средства от реализации предприятий, акций (долей) в уставных фондах хозяйственных обществ, прав на земельные участки и другого имущества, являющегося государственной собственностью (далее – государственные активы);

поступления от заемщиков по ранее выданным за счет средств Фонда содействия приватизированным предприятиям при Госкомконкуренции займам в виде возврата основной суммы и начисленных по ним процентов;

пени и штрафы, поступившие по заключенным и расторгнутым договорам (сделкам) купли-продажи государственных активов, выданным займам;

поступления по государственной доле при ликвидации в установленном законодательством порядке хозяйственных обществ;

суммы задатка, удержанные с победителей аукционов, конкурсов (тендеров) или публичной оферты, уклонившихся или отказавшихся от подписания протокола или договора купли-продажи;

суммы неустойки за нарушение договорных обязательств специализированными организациями при реализации государственных активов;

средства, ранее перечисленные из Фонда содействия приватизированным предприятиям при Госкомконкуренции, – при их возврате;

доходы от размещения средств Фонда на депозиты коммерческих банков;

грантовые средства и благотворительные пожертвования международных институтов и организаций, юридических и физических лиц;

другие источники, не запрещенные законодательством.

6. Установить, что распределение средств, поступающих в Фонд, осуществляется в следующих пропорциях:

а) от аренды государственного имущества:

40 процентов – балансодержателю государственного имущества;

25 процентов – в доход соответствующего местного бюджета;

20 процентов – в Фонд;

15 процентов – в соответствующие центры аренды государственного имущества;

б) от реализации государственных активов, за исключением средств от реализации объектов государственной собственности, направляемых в бюджет Республики Каракалпакстан, местные бюджеты областей и г.Ташкента в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17 января 2017 года № УП–4933:

73 процента – в республиканский бюджет Республики Узбекистан;

24 процента – в Фонд;

3 процента – Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан, с целевым направлением на развитие рыночной инфраструктуры и правовую поддержку предпринимателей, в том числе на финансирование учебных курсов, организуемых для предпринимателей.

7. Установить, что средства Фонда расходуются на:

осуществление мер по предприватизационной подготовке хозяйственных обществ, привлекаемых специалистов, в том числе иностранных, и консалтинговых организаций;

покрытие затрат, связанных с осуществлением распорядительных и управленческих функций Агентства по управлению государственными активами, в том числе на расходы по формированию и ведению электронных баз данных государственного имущества;

материальное стимулирование и социальное обеспечение работников Агентства по управлению государственными активами, включая льготное финансирование приобретения ими жилья, а также обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов Агентства по управлению государственными активами.

8. Агентству государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять практические меры по совершенствованию системы ведения учета и реестра юридических лиц, в первую очередь в части обеспечения учета сведений о государственных предприятиях, юридических лицах с долей государства в уставном капитале (фонде) в размере 50 процентов и более, а также юридических лиц, в уставном капитале (фонде) которых 50 процентов и более принадлежат юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более.

9. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

а) совместно c Администрацией Президента Республики Узбекистан в двухнедельный срок внести проекты постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности:

Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан;

Антимонопольного комитета Республики Узбекистан;

Агентства по развитию рынка капитала Республики Узбекистан;

б) совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 июля 2019 года внести предложения по дальнейшему совершенствованию государственного регулирования отраслей экономики, в том числе отмене норм законодательства, ограничивающих производственную и финансовую деятельность субъектов предпринимательства;

в) совместно со Счетной палатой Республики Узбекистан в срок до 1 июля 2019 года провести инвентаризацию государственных предприятий, в том числе унитарных, при этом, в зависимости от целей их деятельности, обеспечить их преобразование в государственные учреждения или хозяйственные общества с последующей передачей Агентству по управлению государственными активами пакетов акций (долей) в их уставных капиталах (фондах);

г) совместно с Государственным налоговым комитетом, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям в месячный срок внести предложения по осуществлению функций содействия в восстановлении и повышении эффективности производственной деятельности пустующих и неэффективно используемых объектов.

10. Агентству по управлению государственными активами, Антимонопольному комитету, Агентству по развитию рынка капитала:

а) совместно с упраздняемыми в соответствии с настоящим Указом организациями в двухмесячный срок обеспечить прием-передачу их имущества;

б) в срок до 1 марта 2019 года внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан критерии оценки эффективности деятельности соответственно Агентства по управлению государственными активами, Антимонопольного комитета, Агентства по развитию рынка капитала на 2019 год с указанием комплексных недостатков в соответствующей отрасли, а также целевых показателей (индикаторов) и пошаговых механизмов их достижения;

в) в двухмесячный срок в установленном порядке внести в Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан предложения по составу данных, подлежащих предоставлению и включению в систему «Электронное правительство», а также обеспечить обязательное использование Единой национальной информационной системы проектного управления в формате платформы по установленному протоколу;

г) совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 июля 2019 года:

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;

обеспечить приведение принятых ими нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Указом.

11. Признать утратившим силу:

Указ Президента Республики Узбекистан от 26 марта 1996 года № УП-1414 «Об образовании Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан»;

Указ Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года № УП-5016 «Об образовании Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции».

12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.

Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 14 января 2019 года. 

 
EN AF RU
Конференции