right
Visitors
Сейчас 875 гостей онлайн

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №14 Управление по связям с общественностью и СМИ МИД Республики Узбекистан 21 января 2019г.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №14

Управление по связям с общественностью и СМИ

МИД Республики Узбекистан

21 января 2019г.

Официальный визит Президента Узбекистана в Германию

Президент Шавкат Мирзиёев прибыл в Берлин

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 20 января 2019 года прибыл в столицу Германии Берлин с официальным визитом.

В международном аэропорту "Тегель" в честь высокого гостя был выстроен почетный караул. Главу нашего государства встретили официальные лица Германии.

Основные мероприятия визита намечены на 21 января. Президент Шавкат Мирзиёев проведёт в Берлине встречи с Федеральным президентом Франком-Вальтером Штайнмайером, Федеральным канцлером Ангелой Меркель и председателем Бундестага Вольфгангом Шойбле.

В повестке дня – вопросы дальнейшего углубления политического диалога, расширения торгово-экономического, инвестиционного и финансового сотрудничества, активизации культурно-гуманитарных и научно-образовательных связей, туристического обмена.

На 22 января в городе Мюнхене запланированы встречи с Премьер-министром Баварии Маркусом Зёдером, а также руководителями ведущих немецких компаний и банков.

* * *

В Берлине Президента Шавката Мирзиёева с большой радостью встретила группа узбекской молодежи, учащейся и занимающейся научной деятельностью в Германии.

У резиденции, где расположилась делегация нашей страны, состоялась искренняя беседа.

Глава государства поинтересовался учебой и делами, планами и стремлениями наших соотечественников.

– Развитые государства достигли результата благодаря научному подходу во всём. Мы тоже находимся в процессе больших изысканий. Все наши усилия нацелены на то, чтобы идти вровень с миром, создать достойные условия жизни для народа. Мы осуществим реформы с такой передовой молодежью, как вы. Каждая сфера жизни Узбекистана с нетерпением ждет ваших знаний и "ноу-хау". Чем больше у нас знаний, тем мы сильнее, - сказал Шавкат Мирзиёев.

Президент пожелал молодежи успешного завершения учебы, исследований и предложил направить полученные знания и опыт на развитие Узбекистана.

 (Источник: УзА)

Узбекистан - Германия: вывести двусторонние отношения на еще более высокий уровень

20-22 января этого года Президент Республики Узбекистан посетит с официальным визитом Федеративную Республику Германия. Это первый визит Шавката Мирзиёева в Германию в качестве главы государства.

Как известно, Германия является одним из ключевых партнеров Узбекистана на мировой арене. Представляется, что сама история обусловила взаимный интерес, последовательное сближение и развитие плодотворных отношений, которые на современном этапе обрели форму равноправного и взаимовыгодного партнерства и сотрудничества во всех направлениях.

На территории современного Узбекистана первые немецкие поселенцы появляются в ХIХ веке. Их вклад в становление экономики, культуры, общественной жизни нашего края высоко ценится узбекистанцами. Так, в Узбекистане жили и трудились такие выдающиеся представители немецкого народа, как историки В.Бартольд и Л.Гентшке, ученые Р.Шрёдер, Б.Шлегель, П.Лерх, Ф.Шварц, А.Шмидт и А.Гагельганс, натуралист Э.Эверсман, путешественник М.Альбрехт, музыкант А.Эйхгорн и многие другие.

Хорошо знают и почитают в нашей стране великих немецких ученых, писателей, поэтов и композиторов, внесших большой вклад в развитие мировой цивилизации. Неоднократно многотысячными тиражами переиздавались переведенные на узбекский язык труды И.фон Гёте (трагедия «Фауст»), Г.Гейне (поэма «Германия. Зимняя сказка»), Г.Генделя (опера «Тамерлан»), Г.Гегеля (книга «Эстетика»), Э.М.Ремарка (романы «Три товарища» и «Ночь в Лиссабоне»), Г.Гессе (роман «Степной волк») и многих других ярчайших представителей немецкой культуры. По этим и другим известным произведениям в театрах страны ставятся многочисленные постановки и проходят концерты классической музыки.

С обретением государственной независимости Узбекистан начал полномасштабную интеграцию в мировое сообщество. Налаживание равноправных и взаимовыгодных отношений с ведущими государствами мира имело весомую роль в укреплении суверенитета нашей молодой республики, создании благоприятных условий для обеспечения национальной и региональной безопасности, устойчивого развития экономики, строительства свободного демократического государства.

Одним из таких надежных партнеров для Узбекистана стала Германия, признавшая независимость нашей страны 31 декабря 1991 года. Спустя несколько месяцев, 6 марта 1992 года, между двумя государствами были установлены дипломатические отношения.

В течение более четверти века взаимодействие Узбекистана с Германией обрело многоплановый характер. На сегодняшний день сформирована солидная договорно-правовая база двусторонних отношений, которая включает свыше 120 документов. Ожидается, что в рамках предстоящего визита будет подписан ряд документов в области торгово-экономического, инвестиционного и финансового сотрудничества, сферах инноваций и подготовки управленческих кадров.

Политический диалог между государствами поддерживается на высшем и высоком уровнях. Первый Президент Узбекистана Ислам Каримов три раза посещал ФРГ с официальными визитами - в 1993, 1995 и 2001 годах. В свою очередь, лидеры Германии дважды посещали нашу страну - в 1995 году состоялся государственный визит Президента Романа Герцога и в 2002 году официальный визит Канцлера Герхарда Шрёдера.

Конструктивное сотрудничество Узбекистана с ФРГ по вопросам глобальной и региональной повестки дня осуществляется и в многосторонних форматах, в частности, в рамках ООН и ОБСЕ. Ташкент и Берлин занимают совпадающие или близкие позиции по многим проблемам, включая борьбу с международным терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, а также афганское урегулирование.

Узбекистан активно работает с Германией в рамках Стратегии «Европейский союз - Центральная Азия», которая еще в 2007 году была разработана при председательстве Германии в ЕС. Реализуются совместные проекты в сферах реформирования судебно-правовой системы, укрепления гражданского общества, развития инфраструктуры, сельских регионов и экономики. Узбекистан поддерживает и принимает участие в разработке новой Стратегии ЕС по Центральной Азии, принятие которой планируется в текущем году.

Активно развиваются межпарламентские, межправительственные и межведомственные связи.

В 2016 году в Законодательной палате Олий Мажлиса создана группа «Узбекистан-Германия» по сотрудничеству с Бундестагом ФРГ. В германском парламенте с 1994 года действует парламентская группа «ФРГ - Центральная Азия».

Эффективным механизмом для обсуждения актуальной повестки дня двусторонних отношений являются регулярные политические консультации между МИДами Узбекистана и ФРГ.

Фонды имени Конрада Аденауэра и Фридриха Эберта, Фонд международного сотрудничества в области права при Минюсте ФРГ, Германское общество международного сотрудничества на протяжении многих лет успешно взаимодействуют с партнерскими организациями Узбекистана в реализации социально-экономических проектов. Динамично развиваются контакты в сферах развития гражданского общества, юриспруденции, судебно-правовых вопросов и ИКТ.

Основным локомотивом сотрудничества Узбекистана и ФРГ являются торговля и инвестиции. В торговле между Узбекистаном и ФРГ установлен режим наибольшего благоприятствования. Двусторонний товарооборот между Республикой Узбекистан и ФРГ за 11 месяцев 2018 года составил 712 млн. долларов США. Наша страна поставляет в ФРГ ряд продовольственных товаров, текстильную, химическую продукцию, оказывает транспортные, телекоммуникационные и другие виды услуг. Основу импорта из Германии, в свою очередь, составляют механическое, электрическое оборудование, транспортные средства, фармацевтическая, химическая продукция и другие товары.

Межправительственные рабочие группы по торговле и инвестициям, вопросам сотрудничества в области сельского хозяйства, а также Германо-Узбекский деловой совет успешно работают по продвижению интересов бизнес-кругов двух стран.

В рамках заседаний Делового совета подписано 38 документов по реализации инвестиционных проектов с привлечением инвестиций, передовых технологий и льготных кредитов из Германии на сумму 2,85 млрд. долларов США.

В настоящее время в Узбекистане осуществляют свою деятельность 115 предприятий с участием немецких инвесторов. 29 из них – со 100%-м германским капиталом.

За период с 2001 года в отечественную экономику привлечены прямые инвестиции и кредиты германской стороны на общую сумму свыше 900 млн. долларов США.

Ярким примером плодотворного инвестиционного сотрудничества является реализация в республике масштабных проектов с немецкими концернами мирового уровня. Среди них - налаживание производства современных грузовых автомобилей совместно с компанией «MAN», сельскохозяйственной техники с «CLAAS» и «Lemken», строительных материалов с «Knauf», кабельно-проводниковой продукции с «Deutsche Kabel».

В мае 2018 года Узбекистан посетила самая представительная за весь период двустороннего экономического сотрудничества делегация немецкого бизнеса. Германскую экономику представили более 70 крупных компаний, занятых в производстве стройматериалов, сельхозмашиностроении, автомобильной, химической и электротехнической промышленности, банковском и туристическом секторах, сфере услуг.

Делегация приняла участие в торжественной церемонии запуска новой производственной линии завода «Knauf Gips» в Бухарской области.

Важной составляющей узбекско-германских отношений является финансово-техническое сотрудничество, осуществляемое в рамках социально значимых проектов в Узбекистане в области здравоохранения, образования, занятости и других направлениях.

Особую нишу в развитии узбекско-германского диалога занимают культурно-гуманитарные связи. Так, в Узбекистане существует большой интерес к изучению немецкой культуры. Широкой популярностью пользуется немецкий язык. Сегодня в школах и других учебных заведениях республики его изучает более 400 тысяч молодых узбекистанцев. В Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Фергане и Маргилане успешно функционируют специализированные школы с углубленным изучением немецкого языка. Немецкий язык является вторым наиболее популярным иностранным языком, изучаемым в нашей стране.

Буквально на днях специализированным школам с углубленным изучением немецкого языка №60 в Ташкенте, №51 в Самарканде и №4 в Бухаре были присвоены имена великих представителей немецкого народа - поэта и мыслителя Иоганна Вольфганга фон Гёте, филолога, философа, языковеда и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта и поэта, философа и историка Фридриха фон Шиллера.

Важно отметить и плодотворную деятельность в Узбекистане представительств Института имени Гёте, Института по международному сотрудничеству немецкой Ассоциации народных университетов и Бюро координатора по немецкому языку Центрального управления школ за рубежом. При их участии реализуются крупные проекты в области образования.

Многие студенты из Узбекистана стремятся учиться в высших учебных заведениях Германии, и на сегодняшний день свыше 700 молодых узбекистанцев получают высшее образование в этой европейской стране. Значительное содействие в данном направлении оказывает Германская служба академических обменов (ДААД).

Активно работает народная дипломатия, развивается межрегиональное сотрудничество. Налажены партнерские связи между Ташкентом и Берлином, Бухарой и Бонном и другими городами, в рамках которых осуществляются плодотворные культурные и образовательные обмены, реализуются проекты по устойчивому развитию.

Огромный вклад в развитие межкультурного диалога вносят проживающие сегодня в Узбекистане этнические немцы. Более 8 тысяч узбекистанцев немецкой национальности поддерживают тесные связи с Германией и бережно сохраняют свои национальные традиции и культуру. Активную роль в этом процессе играет немецкий культурный центр «Видергебурт», функционирующий в нашей стране.

Важно отметить, что в Узбекистане граждан немецкой национальности рассматривают не только в качестве неотъемлемой части узбекского общества, но и как связующий мост между двумя государствами. Взаимодействие в этом направлении ведется в рамках Узбекско-Германской межправительственной комиссии по вопросам немцев.

Говоря о культурно-гуманитарных связях, нельзя не отметить крупное событие, ставшее еще одним ярким свидетельством приверженности Узбекистана укреплению межкультурного диалога с Германией. Речь идет о вручении государственных наград Республики Узбекистан германскому Фонду «Volkswagen» (Орден «Дустлик»), Международной благотворительной организации «Friedensdorf International» (Орден «Соглом авлод учун») и профессору Берлинского университета имени Гумбольдта Ингеборг Бальдауф (Орден «Дустлик») за вклад, внесенный в современное социально-экономическое развитие нашей республики и укрепление уз дружбы и взаимопонимания между народами двух стран. Церемония награждения прошла в эти дни в Берлине в рамках торжественного вечера с участием представителей общественно-политических, научных и экспертных кругов и СМИ Германии. Награжденные высказали искреннюю признательность за высокое внимание руководства Узбекистана и выразили готовность к дальнейшему укреплению тесных дружественных отношений.

Таким образом, многообразная и насыщенная повестка сотрудничества между Узбекистаном и ФРГ подтверждает наличие взаимной заинтересованности и сохраняющегося большого потенциала неиспользованных возможностей и ресурсов.

Предстоящий узбекско-германский саммит в ФРГ, безусловно, демонстрирует серьезные намерения Ташкента и Берлина вывести сотрудничество между Узбекистаном и Германией на качественно новый, еще более высокий, уровень.

ИА «Дунё»

(Источник: газета «Народное слово»)

Почему резко повысился интерес немецких деловых кругов к Узбекистану!

Ответ на этот вопрос можно найти, читая публикации в средствах массовой информации Германии.

Радиостанция «Deutsche Welle» сообщает, что осуществленные в Узбекистане рыночные реформы обеспечили привлекательность страны для немецких инвесторов:

«По словам представителей деловых кругов ФРГ, после того как Шавкат Мирзиёев в 2016 году был избран на должность Президента Узбекистана и начал широко-масштабные реформы, интерес немецких инвесторов к стране резко повысился. Всемирный банк признает Узбекистан в качестве одного из государств, которые ведут самые активные реформы».

Как подчеркивают журналисты, рост интереса Германии к Узбекистану проявляется и в быстром увеличении объема товарооборота между двумя странами. Последовательными темпами растут и экспорт, и импорт.

— Узбекистан обладает большим потенциалом, — отмечает «Deutsche Welle». — По численности населения республика занимает первое место в Центральной Азии, также имеет развитую промышленность, богатые природные ресурсы и квалифицированную рабочую силу. В свободных экономических зонах, которые действуют в стране, установлен льготный налоговый и таможенный порядок.

В статье, опубликованной в газете «Nordkurier», отмечается, что наша республика в последнее время становится интересной и привлекательной для германских туристов. Недавно Президентом Республики Узбекистан подписаны Указ «О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан» и постановление «О мерах по ускоренному развитию сферы туризма», что подняло проводимые изменения в сфере на качественно новый уровень. Эти документы предусматривают весомые изменения. В частности, упрощается визовый режим, создаются новые удобства для туристов и предпринимателей, отменяются многие ограничения и запреты.

Немецкие обозреватели считают, что введение по инициативе Шавката Мирзиёева безвизового режима на 30 дней для граждан Германии, приезжающих в Узбекистан в туристских целях, является решением, осуществляющим фундаментальный поворот в двусторонних отношениях. В результате ожидается резкое увеличение потока туристов из Германии в Узбекистан. Это будет способствовать развитию узбекской экономики, совершенствованию туристской инфраструктуры, увеличению видов услуг и повышению их качества.

В свою очередь газета «Westfalische Nachrichten» особо подчеркивает, что реформы в Узбекистане имеют необратимый характер. Республика на деле демонстрирует, что является сторонником принципов свободной рыночной экономики и правового государства. Упрощение визового режима, либерализация налоговой, таможенной и финансовой систем, внедрение формы собственности на землю, снятие многих ограничений — все это показывает, что страна начала долгосрочные реформы.

По мнению обозревателей, Узбекистан за короткий срок добился больших успехов в развитии туризма, в расширении политических, торгово-экономических, научно-гуманитарных связей с иностранными партнерами. Республика вступила в этап устойчивого экономического роста, и осуществленные реформы дают свои результаты.

(Источник: газета «Народное слово»)

РАБОЧИЙ ВИЗИТ ПРЕЗИДЕНТА УЗБЕКИСТАНА В ИНДИЮ

Узбекистан – Индия: по пути дальнейшего укрепления многопланового сотрудничества

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 17-18 января 2019 года по приглашению Премьер-министра Республики Индия Нарендры Моди посетил эту страну с рабочим визитом и принял участие в IX международном инвестиционном саммите «Динамичный Гуджарат – 2019».

В рамках международного саммита «Динамичный Гуджарат-2019» 18 января в городе Гандинагаре глава нашего государства провел встречу с Премьер-министром Республики Индия Нарендрой Моди.

Тепло приветствуя Президента нашей страны с очередным визитом в Индию, Премьер-министр выразил искреннюю признательность за участие представительной узбекской делегации в работе саммита.

Визит Президента Узбекистана в Индию является логическим продолжением диалога на высшем уровне, а также еще одним ярким свидетельством все более укрепляющихся отношений дружбы и партнерства между двумя странами.

На встрече рассмотрены вопросы практической реализации достигнутых договоренностей и подписанных соглашений по итогам государственного визита Президента Республики Узбекистан в Республику Индия в октябре прошлого года, а также перспективы расширения двустороннего многопланового сотрудничества.

Подчеркнута активизация взаимодействия по всем направлениям за прошедшее короткое время после визита.

На прошлой неделе в Самарканде успешно проведена первая встреча министров иностранных дел Диалога «Индия - Центральная Азия» с участием Афганистана.

В сфере торгово-экономического сотрудничества в Ташкенте начал свою работу совместный Центр развития предпринимательства. Предусматривается открытие в нашей стране офиса Конфедерации индийской промышленности.

В преддверии саммита в Гуджарате состоялось первое заседание Узбекско-индийского делового совета.

Совместно с индийскими партнерами создаются технопарк передовых информационных технологий в Ташкенте и фармацевтическая зона в Андижанской области.

С Эксимбанком Индии достигнута договоренность о выделении кредитной линии на сумму 200 миллионов долларов для финансирования социально значимых проектов в Узбекистане.

С нового учебного года в нашей стране откроют свои двери филиалы ведущих вузов Индии — университетов Амити и Шарда.

Главы государств отметили важность ускорения практической реализации приоритетных проектов и программ сотрудничества прежде всего в сфере информационно-коммуникационных технологий, здравоохранения, фармацевтической отрасли, ювелирной промышленности, сельском хозяйстве, модернизации туристической инфраструктуры и других направлениях.

Особое внимание уделено вопросам дальнейшего расширения культурно-гуманитарного обмена. Также состоялся обмен мнениями по актуальным вопросам международной и региональной политики.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев и Премьер-министр Индии Нарендра Моди подтвердили решимость активно развивать многоплановое сотрудничество между двумя странами.

По завершении встречи состоялась церемония обмена текстом подписанного соглашения о долгосрочных поставках урана в Индию.

В этот же день в выставочном комплексе “Махатма Мандир” города Гандинагара штата Гуджарат состоялся IX международный инвестиционный саммит «Динамичный Гуджарат – 2019».

В саммите приняли участие Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, а также главы государств и правительств таких стран, как Австралия, Канада, Франция, Япония, Норвегия, Нидерланды, Польша, Республика Корея, Дания, Чехия, Мальта, Таиланд, ОАЭ, руководители международных организаций и транснациональных корпораций, эксперты.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев выступил с речью на этом крупном экономическом форуме.

Он подчеркнул, что Гуджарат издревле занимал ведущие позиции в области торговли и предпринимательства, данный саммит не только продолжает эти традиции, но и проявляет дух бизнеса современной Индии.

Глава нашего государства особо отметил, что укрепление долгосрочного стратегического партнерства с Индией является одним из приоритетных направлений внешней политики Узбекистана, и выдвинул ряд предложений и инициатив для развития двустороннего сотрудничества.

- Всем хорошо известно, что в III-II веках до нашей эры индийскую землю с Центральной Азией связывал Великий индийский путь. И сегодня как никогда актуально создание надежных торговых и транспортных коммуникаций между рынками Центральной и Южной Азии. Мы обсуждаем проект Трансафганской железной дороги. В перспективе этот коридор обеспечит выход в Южную Азию, в том числе в Индию через порт Чабахар, - сказал Шавкат Мирзиёев.

Глава государства предложил реализовать совместные проекты в сферах информационных технологий, программного обеспечения, сельского хозяйства, возобновляемой энергии и подготовки специалистов для этих сфер. В данном направлении уже сделаны первые шаги.

Особо отмечалось, что для привлечения инвесторов в Узбекистан будут созданы наиболее благоприятные условия.

Узбекистан прежде всего заинтересован в реализации перспективных проектов в таких сферах, как энергетика, фармацевтика, текстильная, кожевенно-обувная, химическая промышленность, туризм.

- Исходя из огромного экономического потенциала Гуджарата и партнерских связей с Андижанской областью, предлагаем в этом году провести на родине Бабура и предков великого Акбаршаха – в Андижане - бизнес-форум регионов Узбекистана и Индии, - сказал Президент нашей страны.

Глава государства предложил провести в 2020 году Год узбекской культуры в Индии и Год индийской культуры в Узбекистане, а в нынешнем году организовать в нашей стране узбекско-индийский молодежный форум.

В завершение речи Президент пригласил всех на организованную в рамках саммита выставку Узбекистана, которая знакомит с промышленным, инвестиционным и туристическим потенциалом, богатой историей и культурой нашей страны.

Выступившие на саммите «Динамичный Гуджарат-2019» выразили свои мнения касательно взаимного обмена опытом и технологиями между странами-партнерами, путей привлечения новых партнеров и инвестиций.

На этом рабочий визит Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Индию завершился.

(Источник: УзА)

Официально

Работа с проблемами населения переходит на новую систему

Президент Республики Узбекистан 17 января 2019 года подписал Указ “О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы с проблемами населения”.

“Жить заботами людей – самый главный критерий человечности”, “Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу”, “Люди не завтра, не в далеком будущем, а именно сегодня хотят видеть позитивные изменения в своей жизни”.

Эти слова Президента Шавката Мирзиёева, занявшие глубокое место в сердце и сознании нашего народа, стали мощной движущей силой, ядром всех изменений и реформ, осуществляемых в Узбекистане. В процессе таких исторических изменений одно из центральных мест занимают созданные совершенно новая система диалога с народом, работы с обращениями, а также Виртуальная и Народные приемные Президента, признающиеся международным сообществом как уникальная структура.

Народные приемные, организованные именно для воплощения в жизнь многолетних чаяний нашего народа, стали неотъемлемой частью происходящих в стране преобразований, центрами, где рождаются новые идеи, практические предложения по изучению истинного положения дел, выявлению и решению проблем в каждой сфере во всех регионах страны.

За прошедшее время при помощи Виртуальной и Народных приемных Президента более 2,5 миллиона человек смогли решить свои проблемы, получить ответы на беспокоящие их вопросы. Это говорит о том, что они необходимы как для оказания помощи населению, так и для широкого утверждения принципов справедливости в нашем обществе.

Одним словом, Народные приемные стали уникальным и эффективным механизмом налаживания открытого диалога между государственными органами и населением, выявления актуальных проблем, обеспечения законного и качественного рассмотрения обращений.

Естественно, жизнь не стоит на месте. Требование сегодняшнего дня – шагать в ногу со временем и даже быть на шаг впереди. Президент Шавкат Мирзиёев в своем Послании Олий Мажлису от 28 декабря 2018 года объявил, что в деятельности Народных приемных будет совершен переход на абсолютно новую систему, выход на высокий, более качественный уровень. Практическим воплощением этого стало принятие Указа главы нашего государства “О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы с проблемами населения”, направленного на обеспечение непосредственной работы государственных органов и иных организаций с гражданами, становления их опорой народа, в том числе субъектов предпринимательства, исполнение задач, определенных в Послании Олий Мажлису.

Какими же факторами обусловлено принятие указа? Какие проблемы стали основанием для данного документа? Какие преобразования ожидаются?

Как отмечается в преамбуле указа, тот факт, что за последние два года на имя Президента Республики Узбекистан поступило более 2,5 миллиона обращений, а также республиканскими рабочими группами в ходе подворных обходов, в результате изучения социальных и других объектов выявлено еще свыше 1,1 миллиона различных проблем, свидетельствует о наличии на местах большого количества ожидающих своего решения вопросов, многие из которых не решаются на уровне организаций среднего и нижнего звеньев. Анализ деятельности по работе с обращениями народа, обнаружению и решению волнующих его проблем показал наличие ряда системных недостатков в этом направлении.

Прежде всего необходимо отметить, что действующая система работы с обращениями не позволяет полностью охватить и оперативно решить имеющиеся проблемы населения. Отсутствие единого механизма по координации деятельности Кабинета Министров, министерств и ведомств, органов государственной власти на местах, Народных приемных и иных организаций в сфере системного анализа и решения выявленных проблем не позволяет работать взаимосвязанно всем звеньям, быть им, так сказать, единым целым. В этой связи при разработке проектов соответствующих социально-экономических программ не в достаточной степени отражаются обращения, поступающие в Виртуальную и Народные приемные Президента Республики Узбекистан, а также другие выявляемые на местах проблемы. Вместе с тем руководителями государственных органов и иных организаций на местах не уделяется должное внимание непосредственному диалогу с населением, а также выявлению и решению проблем путем подворных обходов, полному и качественному выполнению возложенных на них задач.

С учетом этого, в соответствии с указом Президента с 1 февраля 2019 года наряду с действующей системой работы Народных приемных с обращениями населения вводится новая система, предусматривающая выявление и решение Народными приемными проблем путем подворного обхода, непосредственную работу государственных органов с населением.

Первая особенность новой системы – Народные приемные совместно с секторами по комплексному социально-экономическому развитию территорий, государственными органами и иными организациями будут выявлять проблемы путем подворного обхода, изучения социальных и других объектов, а также обеспечивать их решение. Теперь Народные приемные не будут сидеть сложа руки и ожидать поступления обращений по определенной проблеме.

Главный фактор, ставший причиной перехода на новую систему, состоит в том, что действующая система работы с обращениями не позволяет полностью охватить и решить имеющиеся проблемы населения. Как и все государственные органы, Народные приемные работают по факту приема и рассмотрения обращений физических и юридических лиц. Однако анализ обращений не позволяет полностью выявить и решить проблемы населения, а также вопросы в социальной сфере и на производственных объектах. Между тем отсутствие заявлений или жалоб не означает отсутствие проблем. Наш народ, которому традиционно присущи терпение и благодарность, гордость, предпочитает не распространяться о своих проблемах, не обращаться в ответственные ведомства и организации. Поэтому по идее и инициативе главы нашего государства мы выходим на новый уровень диалога с народом, работы с обращениями и решения проблем населения. Главная цель новой системы – стать еще ближе к народу, заранее выявлять и решать проблемы, не дожидаясь, пока поступит обращение.

Есть еще один важный аспект – благодаря новой системе работы будут изучаться мнения людей о происходящих в нашей стране социально-экономических процессах, учитываться их рекомендации по дальнейшему развитию нашего государства и общества.

В соответствии с указом возглавляемые районными (городскими) Народными приемными рабочие группы будут анализировать территории в разрезе махаллей и домов (семей), формировать краткосрочные (на год) и среднесрочные адресные планы мероприятий по устранению выявленных недостатков и проблем.

При этом исполнение краткосрочных адресных планов мероприятий обеспечивается хокимиятами районов (городов), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами Ташкента и областей, соответствующим комплексом Кабинета Министров. Контроль за их исполнением осуществляется Народными приемными и подразделениями Администрации Президента Республики Узбекистан.

При разработке среднесрочных адресных планов мероприятий, государственных инвестиционных программ, региональных, отраслевых и государственных программ в социально-экономической сфере, проектов, реализуемых с участием международных финансовых институтов будут учитываться системные проблемы, изложенные в поступивших в Виртуальную приемную Президента Республики Узбекистан обращениях. Теперь не будет допущено поверхностного отношения к разработке программ, каждый проект будет основан на анализе обращений людей, реальной картине жизни и запросах народа.

Как определено в указе, Народные приемные с привлечением представителей общественности, средств массовой информации и иных организаций будут принимать меры по обеспечению открытости, прозрачности и беспристрастности при изучении социальной обстановки в регионах, решении проблем населения. При этом выявление Народными приемными проблем в обществе во взаимодействии со средствами массовой информации, их анализ позволят объективно рассмотреть каждый случай.

Для большей результативности программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» необходимо включить в них населенные пункты с наиболее тяжелыми условиями. Указом предусмотрено, что осуществлять работу по строительству и благоустройству в рамках этих программ надо по согласованию с Народными приемными. Это позволит благоустроить прежде всего те населенные пункты, состояние которых требует наибольшего внимания.

Одним из нововведений является то, что Народные приемные ежеквартально будут вносить для обсуждения на заседании соответствующего Кенгаша народных депутатов информацию о деятельности руководителей секторов и территориальных организаций, состоянии их работы с обращениями, по данной информации будут заслушаны отчеты руководителей ответственных организаций.

Это уменьшит ошибки, устранит недостатки в работе с обращениями в регионах, улучшит систему подотчетности руководителей перед народом. Информация о проблемах, подлежащих решению на республиканском уровне, будет вноситься советником Президента Республики Узбекистан по вопросам защиты прав граждан, контроля и координации работы с обращениями в Кабинет Министров для их решения.

Вместе с тем на Народные приемные возложен ряд дополнительных задач. В частности, отныне Народные приемные Президента будут осуществлять координацию деятельности секторов, государственных органов и иных организаций по выявлению социально-экономических проблем путем подворного обхода, изучения социальных и других объектов, а также их решению.

Координация и контроль в регионах системы работы с обращениями физических и юридических лиц, проведение публичных и выездных приемов, несомненно, послужат повышению эффективности таких мероприятий.

Один из важных моментов указа – участие Народных приемных в оценке социально-экономического состояния территорий махаллей, разработке и контроле за исполнением региональных, отраслевых и государственных программ в социально-экономической сфере. Это будет способствовать более полному решению проблем, поднятых гражданами в обращениях.

Указом определены соответствующие задачи по вопросам, постоянно находящимся в центре внимания государства, таким как помощь лицам с ограниченными возможностями, малообеспеченным и социально уязвимым слоям населения. Отныне координация работы государственных органов и иных организаций в этой области будет осуществляться Народными приемными.

Взаимодействие Народных приемных с общественными и негосударственными некоммерческими организациями, средствами массовой информации – это новые возможности для обеспечения открытости и гласности в их деятельности, регулярного информирования общественности о проводимой работе.

Для реализации указанных масштабных задач Народным приемным предоставляется ряд возможностей, например, право изучать деятельность секторов, государственных органов и иных организаций по подворному обходу, анализировать работу с обращениями граждан, решать выявленные проблемы, вносить обязательные для рассмотрения представления.

Народным приемным предоставляется право вносить в вышестоящие государственные органы предложения о поощрении должностных лиц и работников территориальных подразделений государственных органов, включенных в состав штаба секторов, или привлечении их к дисциплинарной ответственности за допущенные серьезные недостатки вплоть до освобождения от занимаемой должности. Также они имеют право запрашивать и получать от государственных органов и иных организаций необходимую для своей деятельности информацию, привлекать их специалистов, принимать меры по обеспечению полного и оперативного доведения до населения информации о своей деятельности, порядке и правилах оказываемых услуг государственными органами и иными организациями.

Естественно, для выполнения этих важных и ответственных задач необходимы квалифицированные кадры.

Указом предусмотрен ряд мер по дальнейшему укреплению материально-технической базы Народных приемных, их укомплектованию квалифицированными специалистами, обладающими необходимыми для непосредственной работы с населением знаниями, организаторскими и аналитическими способностями, а также высокими моральными и психологическими качествами. Кроме того, необходимо регулярно повышать квалификацию, материально и морально стимулировать работников, достигших высоких результатов в своей деятельности.

Будут разработаны обновленное Положение о Народных приемных, проекты нормативно-правовых актов, определяющих порядок взаимодействия Народных приемных с секторами, государственными органами и иными организациями, порядок и критерии оценки деятельности Народных приемных.

Предусмотрено, что при выявлении индекса эффективности работы Народных приемных с проблемами населения основанием будут служить такие критерии, как состояние изученных путем подворного обхода домохозяйств, социальных и иных объектов, решение проблем на региональном и республиканском уровнях, среднее время, потраченное на решение проблемы.

Отныне социально-экономическое состояние территорий махаллей будет оцениваться исходя из состояния расположенной там социальной инфраструктуры и обстановки, экономического положения, состояния объектов социальной сферы по категориям «образцово», «хорошо» и «неудовлетворительно».

Теперь при реализации различных программ и проектов в первую очередь будет уделено внимание наиболее сложным регионам.

Указом предусмотрены размещение данных о выделенных в рамках государственных программ средствах на строительство жилья, дорог, возведение и ремонт объектов электро- и газоснабжения, канализации и других объектов коммунального хозяйства, а также на социальную защиту населения на Едином портале интерактивных государственных услуг в разрезе районов (городов), а также их регулярное обновление.

Указ предусматривает решение еще одной важной задачи, которая имеет большое практическое значение. Так, будут обеспечены дальнейшее совершенствование информационной системы «Hudud» и ее интеграция со всеми Народными приемными, государственными органами и иными организациями. В результате работники Народных приемных, члены штабов секторов будут освобождены от работы по заполнению, хранению, оформлению документов и будут уделять больше времени непосредственному общению с населением, выезду в отдаленные районы для изучения проблем на местах.

Предусмотрено создание до 1 июля 2019 года веб-сайтов областных отделений, до 1 января 2020 года – веб-сайтов районных (городских) отделений всех государственных органов, что создаст условия для направления гражданами электронного обращения непосредственно в территориальные подразделения каждого государственного органа. Население будут информировать о деятельности, порядке и правилах получения услуг территориальных подразделений государственных органов и иных организаций с помощью мобильных приложений, веб-сайтов, средств электронного платежа.

“Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу”. Этот принцип, выдвинутый Президентом страны и все более глубоко проникающий в нашу жизнь, способствует повышению уровня и качества жизни народа. Это подтверждается и тем, что все наши соотечественники как в Ташкенте и областных центрах, так и в самых отдаленных районах Узбекистана в своей жизни чувствуют реальные результаты реформ, и эти преобразования меняют мышление и мировоззрение тысячи семей, миллионов людей. Несомненно, Указ Президента Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы с проблемами населения” наряду с поднятием деятельности Народных приемных на новый уровень будет способствовать дальнейшему повышению результативности реформ, созданию более широких условий и возможностей для того, чтобы народ был доволен жизнью.

(Источник: УзА)

РЕФОРМЫ

Реформа Госкомконкуренции Узбекистана: первый шаг сделан, останавливаться нельзя

Консультант и аналитик Карен Срапионов, партнер инвестиционной компании Avesta Investment Group, комментирует указ президента о совершенствовании системы управления государственными активами, антимонопольного регулирования и рынка капитала.

На прошлой неделе был принят документ, которого ожидали как инвесторы, так и местные профессиональные участники рынка ценных бумаг — указ президента Узбекистана «О мерах по коренному совершенствованию системы управления государственными активами, антимонопольного регулирования и рынка капитала».

Указ должен стать важнейшим первым шагом в деле развития рынка капитала и привлечения инвестиций, в первую очередь, иностранных, в экономику Узбекистана, т. к. он призван решить важнейшую структурную проблему рынка — глубокий конфликт интересов между функциями государства как независимого и непредвзятого регулятора рынка, который способен и должен защищать интересы всех участников вне зависимости от формы собственности, и государства как крупнейшего инвестора в капитал отечественных компаний.

Я писал о данной проблеме и необходимости разделения Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции на отдельные независимые ведомства, подотчетные президенту или Олий Мажлису, в июле, а сама проблема обсуждалась в инвестиционном сообществе еще примерно с 2008 года, так что назвать данный документ «долгожданным» значит не сказать почти ничего.

Итак, Госкомконкуренции ликвидируется, и на его базе создаются три независимых ведомства: а) регулятор рынка, б) антимонопольный орган и в) менеджер государственного имущества. Если про антимонопольный орган на «Газете.uz» уже было опубликовано оперативное мнение, то про оставшиеся два агентства, которые наиболее близки к теме развития рынка капитала в целом и фондового рынка в частности, хотелось бы высказать несколько идей.

Агентство по управлению государственными активами (АУГА) получает не только функции Госкомконкуренции в этой области, но и пакеты акций и доли в предприятиях, которыми ранее владели министерства и ведомства. В самом документе указан перечень 38 компаний, которые сразу передаются агентству с баланса министерств, Центрального банка и хокимията Ташкент, а уже через два дня к ним добавились 25 компаний с баланса АО «Узпахтаёг».

Кроме того, указано, что в двухмесячный срок должен быть составлен перечень компаний с госдолей, которые должны быть переданы агентству, куда, надеюсь, по примеру «Узпахтаёг», будут включены пакеты акций в предприятиях, принадлежащих различным государственным ассоциациям и холдинговым компаниям, которые де-факто исполняли как коммерческие, так и регуляторные и надзорные функции в данных отраслях. Это приводило к низкой эффективности работы компаний, низкой прозрачности и росту коррупции в форме дополнительных расходов на спонсирование различных мероприятий в пользу головной организации или прочих схемам, которые снижали прибыль, остающуюся в руках инвесторов, что негативно отражалось на миноритарных акционерах и инвестиционной привлекательности данных предприятий.

Кстати, в первоначальной редакции указа президента, выставленной для обсуждения, имелась статья 11, по которой агентству должны были быть переданы пакеты акций банков, принадлежащие Фонду реконструкции и развития Узбекистана, однако в финальном документе данного положения нет, и в списке 38 компаний значатся только акции банков, принадлежащие Министерству финансов.

Продолжая сравнивать первоначальную и финальную версии документов, стоит отметить важнейшее изменение — если предварительно планировалось включить все три новых органа в состав Кабинета Министров, то в финальном варианте АУГА подчинено премьер-министру и президенту, что является большим шагом в сторону обеспечения подлинной независимости данного органа.

Кроме функций по управлению государственными активами АУГА должно также способствовать повышению качества корпоративного управления и внедрять лучшие практики в отчетности, что, несомненно, потребует их жесткой позиции в части защиты интересов и максимизации прибылей компаний, а это создает определенную систему сдержек и противовесов в интересах отраслевых министерств и ведомств и АУГА.

В этой связи важно отметить и важные изменения в области либерализация выборов членов наблюдательного совета и правления компаний, имеющих госдолю, — отменяется практика их прямого назначения ведомственными документами, что позволит повысить качество корпоративного управления в компаниях и степень ответственности избранных членов и их мотивацию к качественной и профессиональной работе.

Не совсем очевидным является решение о передаче полномочий по регулированию оценочной деятельности в полномочия АУГА, т. к. зачастую оценка нужна для государственных пакетов акций, предлагаемых к приватизации, что создает конфликт интересов между агентством как регулятором оценочной деятельности, имеющим возможность влияния на оценочные организации, и тем же органом, владеющим активами, которые нуждаются в оценке. Передача данных функций третьей стороне, возможно, могла бы быть более верным шагом, хотя на данный момент это не должно стать критическим фактором, с учетом ориентации работы агентства на эффективность в процессе привлечения инвестиций.

Возвращаясь к главной функции агентства в части управления активами и привлечения инвестиций, в первую очередь, за счет реализации пакетов акций и долей частным инвесторам, необходимо отметить первоочередной приоритет на реализацию неконтрольных пакетов акций (например, менее 25% на первом этапе и менее 50% на втором) и акций в нестратегических предприятиях, что должно снизить нагрузку на работников агентства и позволить им сосредоточиться на процессе подготовки к продаже более крупных пакетов.

Данная мера также находит свое отражение в статье 17 указа президента «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах в „Год активных инвестиций и социального развития“». Например, зачем агентству 2% в страховой компании АО Alskom, которая самостоятельно и достаточно эффективно развивается, когда ему передают 93,46% АО «Узагросугурта» и 66,51% АО «Кафолат», приватизация которых объявлена многие годы назад, а инвесторов так и не нашлось за все это время, а сами компании имеют показатели выплат к премиям существенно выше средних значений — 69,4% у первой и 29,7% у второй, при среднем показателе по отрасли без учета страхования жизни в 24,3%? Или пакет акций в 6,2% в АКБ «Алокабанк» и 6,53% в АКБ «Туронбанк» при наличии контрольных пакетов в других более крупных банках совместно с ФРРУ и нацеленности правительства на снижение доли государства в капитале банков? Или совсем уж небольшой пакет в 0,9% в АО «Узагролизинг»?

Думаю, для большинства очевидно, что эти пакеты могут быть выставлены на открытые торги на РФБ «Тошкент» и найдут своих инвесторов по цене, которую определит рынок, без проведения оценки и прочих процедур, которые только отвлекут время, усилия и средства, не дав дополнительного результата, т. к. инвесторы не заплатят больше только из-за наличия оценочного заключения. Намного эффективнее разместить полную отчетность в свободном доступе на сайте компаний или агентства, и инвесторы сами проведут необходимые расчеты.

В дальнейшем считаю необходимым рассмотреть возможность создания специализированного инвестиционного фонда, который смог бы владеть долями в нестратегических компаниях, не нашедших своих инвесторов на первом этапе или в которых имеется существенный потенциал к росту стоимости за счет улучшения административных процессов и качества корпоративного управления, что позволит увеличить их стоимость и поступления в бюджет от их реализации. Такую компанию на тендерной основе следует передать в управление крупному международному игроку в области управления активами с мандатом на активное участие в управлении, внедрении стандартов отчетности и корпоративного управления с дальнейшей реализацией пакетов через процедуру SPO.

Создание независимого регулятора — Агентства по развитию рынка капитала должно стать прорывом в процессе повышения инвестиционной привлекательности Узбекистана и обеспечения защиты интересов инвесторов. Документ о его создании пока не выпущен, но из предварительно опубликованного его проекта можно отметить, что оно также будет подчинено премьер-министру, что, безусловно, является плюсом. Такой шаг должен существенно повысить независимость агентства в принятии решений и его ответственность за соблюдение законодательства всеми сторонами процесса. Кроме того, предлагается сократить сроки рассмотрения заявлений о регистрации выпусков ценных бумаг, ввести онлайн-голосование на собраниях акционеров, ужесточить требования к раскрытию информации и корпоративным действиям, что в целом должно повысить привлекательность рынка для инвесторов.

При этом из первоначальной версии указа президента видно, что сначала агентству хотели передать функции по контролю не только рынка капитала, фондового рынка, но и страхового и лизингового секторов, но в текущей версии проекта эти функции исчезли. Создание супер-регулятора, объединяющего контроль не только за рынком капитала и страховым сегментом, но и банковской сферой, является крайне интересной идеей, реализованной в таких странах, как Швейцария, Германия, Южная Корея и других. Возможно, данная мера могла бы быть реализована в дальнейшем, но необходимо учесть, что такой регулятор должен иметь крайне высокий уровень аналитической работы, позволяющей определять влияние тех или иных изменений на всю экономику страны, и заранее выявлять и разрешать формирующиеся проблемы и риски.

Из моментов, которые вызывают вопросы, можно отметить предложение о передаче агентству функций по регулированию рейтинговой деятельности, что в принципе является нонсенсом, т. к. создается конфликт интересов между государством как регулятором рынка и государством как эмитентом ценных бумаг, заинтересованным как в выпуске суверенных бумаг, так и в привлечении средств иностранных инвесторов компаниями-резидентами страны путем выпуска корпоративных ценных бумаг.

Так теряется весь смысл в рейтинговой оценке, которая является независимым мнением о платежеспособности и надежности эмитента. Более того, непонятно, как международные рейтинговые компании будут согласовывать процесс работы и результаты рейтинговых действий с местным регулятором. Думаю, у них такие требования могут вызвать только улыбку.

Безусловно, крайне важным шагом должно стать приглашение в данное агентство на руководящие должности специалистов высокой квалификации с опытом работы на международных рынках, которые понимают как потребности государства, так и запросы инвесторов, в т. ч. иностранных, и смогут значительно более скорыми темпами проводить реформы в отрасли.

Таким образом, в результате реализации указа президента в Узбекистане должна быть создана эффективная независимая структура управления и контроля за развитием рынка капитала и управления госактивами, которые должны быть наиболее эффективным образом реализованы инвесторам. Важнейшим достижением документа является решение проблемы существенного конфликта интересов между регуляторными и имущественными интересами государства. Подобное развитие рынка позволит существенно улучшить качество корпоративного управления и прозрачность компаний, что должно также отразиться на финансовых результатах и оценке компаний на бирже.

Надеюсь, что создание независимого Агентства по развитию рынка капитала позволит ему в ближайшее время приступить к активному реформированию рынка путем повышения ответственности компаний и их руководства за нарушения законодательства, повышения требований к раскрытию информации, разрешение выпуска корпоративных облигаций компаниями всех организационно-правовых форм, в первую очередь ООО, а также многих других мер, ведь само создание агентства не является решением всех проблем, а лишь только первым шагом в этом направлении.

(Источник: веб-сайт ««Газета.uz»»)

ФИНАНСЫ

МРОТ в Узбекистане увеличился на 15%

Минимальный размер оплаты труда в Узбекистане (МРОТ, не МРЗП) вырос на 15% — с 501959 до 577172 сумов (курс ЦБ РУ на 21.01.2019, 1$= 8356.18 сум).

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Узбекистане согласно тарифному коэффициенту и размеру минимальной заработной платы вырос на 15% — с 501959 до 577172 сумов. Об этом сообщило Министерство юстиции Узбекистана в своем Telegram-канале со ссылкой на постановление Кабинета Министров.

Согласно внесенным изменениям в Единую тарифную сетку по оплате труда, первый, второй, третий разрядные коэффициенты увеличены с 2,476, 2,725, 2,998 до 2,847, 2,997, 3,148 соответственно.

Минимальный размер оплаты труда (по тарифной сетке) теперь не может быть ниже 577172 сумов, отмечает Министерство юстиции.

Справочно: согласно Трудовому кодексу Узбекистана, месячная оплата труда работника, полностью выполнившего определенные на тот период нормы труда и трудовые обязанности, не может быть ниже установленного законодательством размера по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда.

Стоит отметить, что минимальный размер заработной платы (МРЗП) не изменился и составляет 202730 сумов в месяц.

(Источник: веб-сайт «Газета.uz»)

Международные отношения

Новое устройство на таможенном посту

На железнодорожном приграничном таможенном посту "Сариосиё" Сурхандарьинского областного таможенного управления сдан в эксплуатацию инспекционно-досмотровый комплекс стоимостью 36,8 миллиона сумов (курс ЦБ РУ на 21.01.2019, 1$= 8356.18 сум), оборудованный на средства гранта, выделенного Китайской Народной Республикой.

На организованном по этому случаю мероприятии отмечалось, что в таможенных органах нашей страны уделяется особое внимание оснащению постов современным сканирующим оборудованием в целях предупреждения незаконного ввоза в страну товаров, оружия и наркотических средств, тщательного и ускоренного досмотра грузов и пересекающих границу автомобилей.

Указ главы нашего государства "О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан" от 12 апреля 2018 года является важным руководством к действию в этом направлении.

Установленный совместно с китайской компанией "NUCTECH COMPANY LIMITED" на железнодорожном приграничном таможенном посту "Сариосиё" современный инспекционно-досмотровый комплекс служит повышению технического потенциала таможенного поста и обеспечению тщательного и эффективного досмотра грузов

Данный сканер стал вторым из пяти таких устройств, запланированных предоставить таможенным органам нашей страны на основе гранта.

(Источник: УзА)

ПРИЛОЖЕНИЕ

О дополнительных мерах по дальнейшему развитию масложировой отрасли и внедрению рыночных механизмов управления отраслью

Постановление Президента Республики Узбекистан

В стране принимаются комплексные меры по развитию масложировой отрасли, увеличению объемов производства и расширению ассортимента готовой продукции для наиболее полноценного обеспечения потребностей населения.

Вместе с тем, фактическое положение дел в отрасли свидетельствует о наличии проблем, связанных с отсутствием единой системы управления предприятиями масложировой промышленности, неэффективностью механизмов контроля за качеством продукции, что отрицательно влияет на внедрение передовых технологий, привлечение инвестиций и развитие отрасли в целом.

Вследствие ограниченности сырьевой базы загруженность имеющихся производственных мощностей не превышает50 процентов, что приводит к неэффективности работы предприятий масложировой промышленности с государственным участием и снижению их конкурентоспособности.

В целях дальнейшего сокращения участия государства в экономике, повышения инвестиционной привлекательности масложировой отрасли республики и создания условий для внедрения современных технологий:

1. Согласиться с предложениями предприятий масложировой промышленности, АО «Узпахтаёг», Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан (далее – Агентство) о:

создании на базе АО «Узпахтаёг» Ассоциации предприятий масложировой промышленностиРеспублики Узбекистан (далее – Ассоциация «Узёгмойсаноат») с передачей ей имущества и других средств, принадлежащих АО «Узпахтаёг», а также дебиторской и кредиторской задолженностей, за исключением недвижимого имущества и пакетов акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, принадлежащих АО «Узпахтаёг»;

передаче пакетов акций (долей) АО «Узпахтаёг» в уставных капиталах хозяйственных обществ Агентству согласно приложению № 1.

2. Принять к сведению, что:

членами Ассоциации «Узёгмойсаноат» являются предприятия и организации масложировой промышленности, вступающие на добровольной основе;

утверждение структуры исполнительного аппарата Ассоциации «Узёгмойсаноат» осуществляется решением общего собрания ее учредителей;

председатель Ассоциации «Узёгмойсаноат» и его заместители избираются решением общего собрания ее учредителей по представлению Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан;

текущее содержание и финансирование деятельности Ассоциации «Узёгмойсаноат» осуществляются за счет взносов и отчислений ее членов и иных источников, не запрещенных законодательством.

3. Основными задачами Ассоциации «Узёгмойсаноат» определить:

разработку стратегии развития масложировой промышленности в качестве единого комплекса по переработке масличного сырья и производству масложировой продукции, а также реализацию мер по широкому внедрению в отрасль современных рыночных механизмов;

обеспечение представления интересов и защиты прав организаций – членов Ассоциации «Узёгмойсаноат»;

организацию маркетинговых исследований внутреннего и внешних рынков, участие в разработке и реализации среднесрочных и долгосрочных программ развития отрасли, оказание содействия организациям отрасли в углубленной переработке сырья, освоении производства качественной конкурентоспособной продукции и наиболее полном насыщении ею внутреннего рынка, а также расширении кормовой базы;

всестороннее изучение передового зарубежного опыта производства масложировой продукции, оказание содействия предприятиям отрасли в модернизации и техническом перевооружении производства, внедрении современных высокопроизводительных инновационных технологий, широком привлечении для этих целей инвестиций, в том числе прямых иностранных;

принятие комплексных мер по совершенствованию системы стандартизации и сертификации в масложировой отрасли посредством ее гармонизации с международными требованиями и стандартами;

развитие сырьевой базы и дальнейшее совершенствование механизма взаимоотношений организаций масложировой отрасли с производителями масличных семян;

определение реальной потребности и перспективных направлений подготовки кадров в сфере масложировой промышленности, участие в совершенствовании учебных программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов, углубление научно-исследовательской работы в данной сфере;

анализ и подготовку предложений по устранению системных проблем, препятствующих ускоренному развитию отрасли и стабильному функционированию масложировой промышленности, а также по дальнейшему совершенствованию законодательства в данной сфере.

4. Установить, что сроком до 1 января 2022 года:

Ассоциация «Узёгмойсаноат» освобождается от уплаты налога на имущество, а также налога на прибыль юридических лиц;

отчисления организаций по договорам в Ассоциацию «Узёгмойсаноат» исключаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль юридических лиц.

5. Освободить сроком до 1 января 2021 года предприятия, входящие в состав Ассоциации «Узёгмойсаноат», от уплаты:

таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за завозимые по импорту объемы масличного сырья по группе 1201-1207 кодов ТН ВЭД (бобы сои, семена подсолнечника и других масличных культур) для производства растительных масел;

налога на добавленную стоимость производителей растительного масла в части объемов, произведенных на основе импортного масличного сырья.

6. Предоставить сроком до 1 января 2022 годапредприятиям масложировой промышленности, входящим в состав Ассоциации «Узёгмойсаноат», отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость сроком на 90 дней со дня принятия таможенной декларации при импорте оборудования, комплектующих изделий, материалов по группе 2815, 3802, 3815 кодов ТН ВЭД (каустическая сода, продукты минеральные природные активированные и катализаторы), не производимых в республике и используемых при производстве масложировой продукции.

Министерству финансов, Государственному таможенному комитету и Государственному налоговому комитетуРеспублики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и утвердить порядок предоставления отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость предприятиям масложировой промышленности, входящим в состав Ассоциации «Узёгмойсаноат», предусматривающий перекрытие сумм задолженностей по данной отсрочке в общем расчете по налогу на добавленную стоимость.

7. Премьер-министру Республики Узбекистан Арипову А.Н. в месячный срок утвердить:

а) «Дорожную карту» по реализации инвестиционных проектов по техническому и технологическому обновлению действующих и созданию новых производств в масложировой отрасли, предусматривающую:

реализацию 37 инвестиционных проектов в период 2019–2020 годов по техническому и технологическому обновлению действующих и созданию новых производств на сумму 150 миллионов долларов США;

поэтапное сокращение импорта готового растительного масла с одновременным увеличением завоза масличного сырья в целях доведения уровня загрузки имеющихся мощностей до 90 процентов и производства масложировой продукции с высокой добавленной стоимостью;

увеличение объемов выращивания альтернативных масличных культур в республике с доведением объемов заготовки масличного сырья до 100 тысяч тонн в 2021 году;

доведение объемов производства растительного масла к 2021 году до 400 тысяч тонн;

привлечение иностранных инвесторов для совместной реализации перспективных инвестиционных проектов стоимостью 100 миллионов долларов США;

б) «Дорожную карту» по созданию современных хранилищ масличного сырья общим объемом 50 тысяч тонн для стабилизации цен на масложировую продукцию и равномерного обеспечения потребности на внутреннем рынке.

8. Агентству в срок до 1 сентября 2019 года принять меры по реализации в установленном порядке государственных пакетов акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, передаваемых в соответствии с приложением № 1 к настоящему постановлению, обеспечив прозрачность процессов оценки реализуемых пакетов акций (долей), определения их стартовой цены, а также условий организации и проведения торгов.

9. Государственному комитету по инвестициям совместно с Ассоциацией «Узёгмойсаноат» и Агентством принять меры по привлечению в масложировую отрасль иностранных инвесторов и ведущих производителей масложировой продукции, имеющих необходимую сырьевую базу для обеспечения бесперебойной производственной деятельности масложировых предприятий.

10. Министерству экономики и промышленностиРеспублики Узбекистан:

совместно с Агентством, Ассоциацией «Узёгмойсаноат» и Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в месячный срок произвести инвентаризацию пустующих земельных участков предприятиймасложировой отрасли с государственной долей в уставном капитале и внести предложения по их передаче в резерв органов государственной власти на местах для создания специализированных малых промышленных зон;

в двухмесячный срок внести предложения по созданию специализированных малых промышленных зон на высвобождаемых территориях масложировых предприятий, указанных в приложении № 2 к настоящему постановлению.

11. Возложить персональную ответственность на:

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя Государственного комитета РеспубликиУзбекистан по инвестициям Холмурадова С.Р. – за привлечение в масложировую отрасль иностранных инвесторов и ведущих производителей масложировой продукции, имеющих необходимую сырьевую базу для обеспечения бесперебойной производственной деятельности масложировых предприятий;

министра сельского хозяйства Республики УзбекистанЮсупова Б.Т. – за проведение мероприятий по организации выращивания сои и семян альтернативных масличных культур фермерскими хозяйствами, ведение их учета и оказание им всемерного содействия.

Ассоциации «Узёгмойсаноат» совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента оказывать всемерную практическую помощь субъектам предпринимательства при проектировании новых мощностей по производству масложировой продукции, исходя из наличия сырьевой базы, инфраструктуры, трудовых ресурсов и рынков сбыта, а также имеющихся производственных мощностей в регионе.

12. Рекомендовать Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Ассоциацией «Узёгмойсаноат» регулярно освещать в средствах массовой информации осуществляемые преобразования в сфере масложировой отрасли.

13. Ассоциации «Узёгмойсаноат» совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством сельского хозяйства и Министерством инновационного развития РеспубликиУзбекистан в двухмесячный срок принять меры по организации научно-практического центра по переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере масложировой отрасли.

14. Министерству сельского хозяйства, Министерству экономики и промышленности, Государственному комитету по статистике, Государственному таможенному комитетуРеспублики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами оказывать Ассоциации «Узёгмойсаноат» всемерную практическую помощь в качественном и своевременном выполнении возложенных задач.

15. Государственному комитету Республики Узбекистан по статистике внести Ассоциацию «Узёгмойсаноат» в реестр обязательной рассылки статистической информации.

16. Разместить Ассоциацию «Узёгмойсаноат» по адресу: город Ташкент, улица Шота Руставели, дом 8 на праве безвозмездного пользования.

17. Министерству юстиции совместно с Ассоциацией «Узёгмойсаноат» и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

18. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики УзбекистанАрипова А.Н., руководителя Администрации ПрезидентаРеспублики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и заместителей советника Президента РеспубликиУзбекистан Мавлонова Б.М. и Саидову Г.К.

Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 16 января 2019 года.

 

О дополнительных мерах по совершенствованию системы контроля за качеством образования

Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях дальнейшего совершенствования системы контроля за качеством образования, а также в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 года № УП–5538 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием»:

1. Одобрить предложение Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров (далее – Государственная инспекция), Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан о внедрении с 1 марта 2019 года порядка признания и нострификации (установления эквивалентности) документов об образовании,выданных в зарубежных странах, предусматривающего:

а) признание и нострификацию (установление эквивалентности) напрямую (без специальных испытаний) документов об образовании:

граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане), получивших образование в зарубежных образовательных учреждениях, обособленные подразделения (филиалы) и совместные образовательные учреждения которых функционируют на территории Республики Узбекистан;

граждан, получивших образование в зарубежных образовательных учреждениях, занимающих первые 1 000 позиций среди высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education, Academic Ranking of World Universities), перечень которых ежегодно утверждается совместным постановлением Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и Государственной инспекции;

граждан, получивших образование за счет квот (грантов), выделяемых зарубежными странами для целевой подготовки специалистов, по направлениям министерств и ведомств Республики Узбекистан, имеющих в ведении высшие образовательные учреждения;

граждан, поступивших на учебу в зарубежные образовательные учреждения до 1 января 1992 года;

граждан, получивших образование в образовательных учреждениях, аккредитованных уполномоченными организациями – полноправными членами Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (European Association for Quality Assurance in Higher Education), кроме направлений, специальностей и профессий, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

граждан, получивших образование в образовательных учреждениях Соединенных Штатов Америки, Австралийского Союза, Государства Израиль, Канады, Республики Сингапур, Республики Корея, Японии, аккредитованных уполномоченными организациями данных стран, кроме направлений, специальностей и профессий, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

граждан, получивших образование за счет средств, выделяемых министерствами и ведомствами Республики Узбекистан для целевой подготовки специалистов в зарубежных высших образовательных учреждениях;

в случае если это предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан, решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

б) прием заявлений о признании и нострификации (установление эквивалентности) документов об образовании исключительно через Центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

2. Возложить на Государственную инспекцию следующие дополнительные задачи:

составление и официальное объявление рейтинга образовательных учреждений Республики Узбекистан;

обеспечение участия Республики Узбекистан в международных программах и исследованиях по оценке уровня знаний учащихся;

сотрудничество с ведущими мировыми рейтинговыми организациями и оказание всесторонней помощи национальным высшим образовательным учреждениям по их вхождению в рейтинги.

3. Ввести должность первого заместителя начальникаГосударственной инспекции, ответственного за изучение деятельности национальных высших образовательных учреждений и ежеквартальное внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложений по повышению качества подготовки кадров в данных учреждениях, в том числе путем внедрения международных стандартов и передового зарубежного опыта.

Установить, что первый заместитель начальника Государственной инспекции назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан и по статусу, условиям медицинского и транспортного обеспечения приравнивается к первому заместителю министра.

4. Утвердить обновленную организационную структуру Государственной инспекции с предельной численностью управленческого персонала в количестве 108 единиц согласно приложению.

Предоставить начальнику Государственной инспекции право, при необходимости, вносить изменения в структуру Государственной инспекции в пределах установленной предельной общей численности персонала и фонда оплаты труда.

5. Государственной инспекции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:

установить сотрудничество с ведущими мировыми рейтинговыми организациями, определяющими рейтинг образовательных учреждений;

в срок до 1 апреля 2019 года по результатам изучения передового зарубежного опыта разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения о совершенствовании порядка аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

в срок до 1 июня 2019 года подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение по внедрению информационной системы обеспечения качества образования, включающей формирование единой базы данных образовательных учреждений, педагогических работников, контингента учащихся, хода образовательно-воспитательного процесса и другой необходимой информации.

6. Установить, что с 1 февраля 2019 года:

50 процентов средств, поступающих от уплаты сбора за присвоение квалификационных категорий педагогическим кадрам первой и высшей квалификационной категории, должности ведущего и главного учителя, а также педагогическим кадрам, претендующим на эти квалификационные категории и должности в общих средних, средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях, направляются во внебюджетный Фонд развития Государственной инспекции (далее – Фонд);

до 80 процентов поступающих в Фонд средств могут направляться по решению начальника Государственной инспекции на материальное стимулирование работников в виде установления им ежемесячных надбавок в размере до 200 процентов от должностного оклада, оказание материальной помощи, а также выплату премий за инициативное и добросовестное выполнение служебных обязанностей, оплату командировочных расходов как внутри страны, так и за ее пределами.

7. Разрешить Государственной инспекции за счет поступающих в Фонд средств оплачивать расходы по:

привлечению в качестве консультантов в рамках выполнения возложенных на Государственную инспекцию задач и функций, квалифицированных специалистов государственных органов и организаций, научных и высших образовательных учреждений, ведущих международных и иностранных организаций, в том числе зарубежных экспертов в сфере образования и соотечественников, проживающих за рубежом;

обучению, повышению квалификации и стажировке работников Государственной инспекции в научно-исследовательских, образовательных и иных учреждениях, в том числе за рубежом;

внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность Государственной инспекции, ее подведомственных организаций и региональных отделов.

8. Государственному комитету по инвестициям, Министерству финансов Республики Узбекистан и Государственной инспекции обеспечить включение в государственные программы развития Республики Узбекистан на последующие годы реконструкцию зданий и сооружений Государственной инспекции согласно утвержденной проектно-сметной документации.

9. Указать на персональную ответственность:

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан (Абдухакимов А.А.) – за действенную координацию министерств и ведомств по надлежащему исполнению возложенных задач, а также регулярное рассмотрение хода реализации настоящего постановления;

начальника Государственной инспекции (Ташкенбаев У.Н.) – за обеспечение практической реализации внедряемого в соответствии с настоящим постановлением порядка признания и нострификации (установления эквивалентности) документов об образовании, выданных в зарубежных странах, выработку и внесение качественно проработанных предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в данной сфере.

10. Государственной инспекции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об:

а) утверждении новых размеров сборов за:

признание и нострификацию (установление эквивалентности) документов об образовании, выданных в зарубежных странах;

проставление апостиля на официальных документах, выданных национальными образовательными и научно-исследовательскими учреждениями;

б) изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш., советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.

Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 16 января 2019 года. 

 
EN AF RU
Конференции