right
Visitors
Сейчас 735 гостей онлайн

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ № 81 Управление по связям с общественностью и СМИ МИД Республики Узбекистан 25 апреля 2019г.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ № 81

Управление по связям с общественностью и СМИ

МИД Республики Узбекистан

25 апреля 2019г.

ВИЗИТ ПРЕЗИДЕНТА УЗБЕКИСТАНА В КИТАЙ

Шавкат Мирзиёев прибыл в Пекин

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев по приглашению Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина 24 апреля прибыл с рабочим визитом в Пекин для участия в международном форуме "Один пояс, один путь".

В международном аэропорту "Шоуду" в честь высокого гостя был выстроен почетный караул. Главу нашего государства встретили официальные лица Китайской Народной Республики.

Первый международный форум “Один пояс, один путь”, в котором также принимал участие Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, проходил в 2017 году. В нынешнем саммите примут участие более 40 глав государств, руководителей международных и региональных организаций.

Узбекистан расположен на перекрестке Великого шелкового пути, что имеет важное значение в укреплении межгосударственных торгово-экономических и культурных связей. Инициатива "Один пояс, один путь" играет важную роль в активном продолжении подобных тенденций развития, разработке новых механизмов экономического сотрудничества, реализации в Центральной Азии крупных проектов в транспортной, торговой, инвестиционной, энергетической сферах и в области высоких технологий. Подобное новое направление сотрудничества способствует обеспечению экономического прогресса привлеченных к нему государств, укреплению связей между странами.

Узбекистан поддерживает проекты инициативы “Один пояс, один путь” по внедрению высоких технологий в сферы транспорта, логистики, торговли, инвестиций, энергетики и промышленности. В рамках сотрудничества наша страна активно участвует в проектах по созданию транспортно-логистических маршрутов, связывающих Центральную Азию через Китай и Россию с рынками Южной, Юго-Восточной Азии и европейских стран.

В рамках Стратегии действий это полностью соответствует устремлениям и целям нашего государства. Инициатива "Один пояс, один путь" еще раз подтвердила общность взглядов Узбекистана и Китайской Народной Республики в укреплении двустороннего и многостороннего сотрудничества.

В повестку дня международного форума включены вопросы дальнейшего углубления экономического сотрудничества, активизации взаимодействия в поиске новых источников долгосрочного роста, продвижения «зеленой» экономики и инноваций, реализации приоритетных инфраструктурных проектов в регионе.

Президент Шавкат Мирзиёев проведет встречи с Председателем КНР Си Цзиньпином, руководителями ряда зарубежных стран и международных финансовых институтов, а также ведущих китайских компаний.

(Источник: УзА)

ИНВЕСТИЦИИ

О предстоящем Международном бизнес-форуме в г.Навои

С 30 апреля по 1 мая в Навоийской области состоится крупный международный бизнес-форум «Инвестируйте в Навои». Двухдневное мероприятие, организатором которого является администрация области, пройдет в свободной экономической зоне «Навои».

В мероприятии ожидается участие представителей более 250 зарубежных компаний из 40 стран мира, в частности из США, Канады, Германии, Великобритании, Франции, Испании, Нидерландов, Австрии, Польши, Венгрии, Сербии, Греции, Турции, Китая, Японии, Южной Кореи, Индии, Пакистана, Ирана, Израиля, ОАЭ, Саудовской Аравии, России, Украины, Азербайджана, Казахстана и др. На форум приглашены руководители регионов соседних государств, представители ассоциаций бизнес-сообществ зарубежных стран, а также члены дипломатического корпуса, аккредитованного в Ташкенте.

В работе бизнес-форума будут участвовать такие известные зарубежные компании, как American Technology Group, Korean Air, Iko Machinery, Woojin Global Logistics, China International Engineering Corp., Bravo Pharmaceuticals, IBC Group, Emaar Properties, Schneider Electric, Greenhouse Equipment, Blockchain Fund и др.

В рамках мероприятия будет продемонстрирован инвестиционный потенциал региона в сфере горной и химической промышленности, строительства, энергетики, высоких технологий, фармацевтики, сельского хозяйства, туризма, логистики и других отраслях. На рассмотрение инвесторов будут представлены перспективные экономические проекты, по ряду из которых ожидается заключение конкретных соглашений и контрактов.

Участники форума также проведут встречи в форматах B2B и G2B, посетят успешно действующие предприятия на территории свободной экономической зоны «Навои».

Бизнес-форум призван содействовать раскрытию большого экономического потенциала Навоийской области, которая обладает богатыми природными ресурсами, развитой промышленностью и транспортно-транзитной сетью, а также высоким научным и кадровым потенциалом.

В регионе находятся большие запасы полезных ископаемых, таких как золото, серебро, медь, вольфрам, уран, цинк, базальт и других редкоземельных металлов. Здесь функционируют всемирно известный Навоинский горно-металлургический комбинат, добывающий драгоценные металлы, объединение «Навоиазот», специализирующееся на выпуске минеральных удобрений, Навоийская ГРЭС - основа энергетики области, крупнейшее в стране предприятие «Кызылкумцемент» и многие другие промышленные объекты.

Следует отметить, что по указанию Президента Республики Узбекистан в скором времени всей Навоийской области будет придан статус свободной экономической зоны, где будут действовать беспрецедентные таможенные, валютные и налоговые льготы. Данное решение, без преувеличения, откроет большие возможности для местных и иностранных инвесторов, окажет позитивное влияние на экономическое развитие не только области, но и всей страны.

Подробную информацию о форуме можно найти на специальном вебсайте www.investnv.uz

(Источник: Информационная служба хокимията Навоийской области)

Деловой климат

В Узбекистане упростили международную торговлю

Запретили требовать от компаний упаковочный лист, облегчили фитосанитарный, ветеринарный и другие виды контроля.

Президент Шавкат Мирзиёев подписал постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию административных процедур при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

В нем говорится, что результаты изучения работы органов фитосанитарного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, экологического контроля и органов сертификации (уполномоченные органы) показывают необходимость совершенствования, повышения эффективности и оперативности выполнения ими контрольных функций в отношении товаров и транспортных средств, следующих через Узбекистан.

В связи с этим запретили требовать от компаний-экспортеров и импортеров:

акт по обеззараживанию (фумигации) экспортируемой и импортируемой подкарантинной продукции — при выдаче документов разрешительного характера и осуществлении экспортно-импортных операций;

упаковочный лист — при осуществлении экспортно-импортных операций;

товаросопроводительные документы с отметкой о прибытии на таможенную территорию Узбекистана (товарно-транспортная накладная, инвойс, счет-фактура и другие) — при выдаче уполномоченными органами документов разрешительного характера и сертификатов соответствия на импортируемые товары;

доверенности — при получении документов, выдаваемых уполномоченными органами;

копии нормативного документа, копии санитарно-эпидемиологического заключения — при выдаче сертификата соответствия на импортируемые товары;

сертификат о происхождении страны-производителя — при выдаче документов разрешительного характера уполномоченными органами.

С 1 января 2020 года запрещается требование оригиналов и копий документов разрешительного характера, выдаваемых уполномоченными органами, на бумажных носителях, за исключением документов, требующих оформления на специальных бумажных бланках согласно международным договорам, — при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, а также выдаче сертификатов соответствия на импортируемые товары.

Отменяется требование о необходимости обращения компаний с заявлением не менее чем за 30 дней до экспорта для оформления ветеринарного разрешения, фитосанитарного и ветеринарного сертификатов.

Срок выдачи карантинного разрешения и экологического сертификата теперь не должен превышать 5 рабочих дней с даты подачи заявления на их получение.

Кроме этого, отныне запрещается проведение фитосанитарного и ветеринарного контроля товаров и транспортных средств, если данные товары и транспортные средства не подлежат фитосанитарному и ветеринарному контролю в соответствии с законодательством.

Сам карантинный досмотр подкарантинных товаров, следующих транзитом через территорию Узбекистана, осуществляется без взимания оплаты.

При переводе грузовой таможенной декларации с «желтого» коридора в «красный» коридор не допускается проведение таможенного досмотра сотрудником, осуществившим данный перевод.

(Источник: веб-сайт «Spot.uz»)

регионы: Ташкентская область

Букинский опыт: здесь обретают жизнь стремления и интересы

«Обеспечение законных прав и интересов молодежи, осуществление ее стремлений и надежд, реализация таланта и потенциала являются приоритетным направлением нашей государственной политики».

Шавкат МИРЗИЁЕВ

В рамках выдвинутых Президентом страны пяти инициатив в городах и районах Узбекистана планируется открыть 1,5 тысячи разных кружков, молодежные клубы и спортивные секции, создать центры по изучению компьютерных технологий, библиотеки, доставить в каждую область по миллиону книг, организовать швейно-трикотажные фабрики, вовлечь в спорт как можно большее число представителей молодого поколения в возрасте от 14 до 30 лет.

Экспериментальной площадкой для реализации перспективных проектов в социальной и духовно-просветительской сфере, направленных на воспитание здорового, гармонично развитого, целеустремленного молодого поколения, выбран Букинский район Ташкентской области.

Здесь развернута масштабная созидательная и благоустроительная работа. В частности, в районе начато строительство первого в стране многофункционального комплекса. В нем появятся библиотека, уголки для чтения, кафе, торговые точки по реализации мороженого и прохладительных напитков, специальные арены для кибер-спорта и компьютерных игр, Wi-Fi-зоны, крытый амфитеатр. В проекте предусмотрены детская игровая площадка, беговые и велосипедные дорожки, мини-стадионы, площадки для игры в бадминтон и настольный теннис, пункт проката велосипедов, самокатов, скейтбордов, роликов.

Внимание, уделяемое воспитанию молодежи, можно, конечно, выразить в цифрах — это многомиллиардные капиталовложения в создание спортивных объектов, детских школ музыки и искусства, библиотек, организацию и проведение фестивалей, спортивных турниров и других мероприятий. Однако это прежде всего искренняя забота и инвестиции в будущее государства, в будущее нации. Ведь от того, какими вырастут дети, какое образование получат, как будут воспринимать окружающий мир, какие духовные ценности обретут, зависит дальнейшее развитие страны и благополучная жизнь народа.

Пять инициатив Президента охватывают все ключевые направления развития государства. Это повышение интереса молодежи к искусству, физическая закалка юношей и девушек, совершенствование навыков населения в работе с ИКТ, высокий уровень духовности молодежи и пропаганда книгочтения, создание рабочих мест для женщин. Возводимый в районе многофункциональный комплекс охватывает все пять инициатив главы государства. Строится «город будущего» с использованием современных технологий и материалов.

При изучении территорий Букинского района намечены мероприятия по секторам. На практике реализуются задачи по эффективному использованию ИКТ. Во многих образовательных учреждениях уже открыты кружки компьютерной грамотности. Вместе с учащимися и неорганизованная молодежь постигает в них начальные знания и навыки широкого применения компьютерных технологий. Разработана «дорожная карта» по привлечению молодежи к спорту, культуре и искусству, в школах и колледжах проводятся духовно-просветительские мероприятия, спортивные турниры, встречи с интересными людьми.

Недавно, к примеру, в районе состоялась встреча местной молодежи с министром физической культуры и спорта Дилмуродом Набиевым и группой спортсменов — чемпионов по вольной борьбе и тяжелой атлетике. Руководитель ведомства беседовал с юношами и девушками о значении спорта и здорового образа жизни, ответил на интересующие вопросы. Спортсмены в свою очередь охотно делились секретами успехов на республиканских и международных турнирах, провели мастер-классы.

—        Нас, молодых людей, вдохновляет внимание Президента к вопросам развития национального искусства и спорта. Наше государство с огромной отдачей всесторонне поддерживает спортсменов, деятелей культуры и искусства, талантливую молодежь в целом, — говорит абсолютная чемпионка мира по тяжелой атлетике среди юниоров Нигора Абдуллаева. — Юношам и девушкам, достигшим успехов на спортивной арене, в учебе, науке, искусстве и других сферах, предоставляются благоустроенные дома и квартиры, льготы при поступлении в высшие учебные заведения, выплачиваются повышенные стипендии, что является для нас мощным стимулом, а книголюбам дарят автомобили.

Действительно, Узбекистан сосредоточен на интеллектуальном, если хотите, интеллигентном потенциале общества. На фоне глобальной компьютеризации у нас особое внимание уделяется вопросам приобщения широких слоев населения к чтению. В век передовых технологий книги не утратили своего значения в обретении знаний, обогащении нашего духовного мира, понимании лучших чувств и благородных намерений.

На основе четвертой инициативы — развитие духовности молодежи, пропаганда чтения книг, идея борьбы просветительством против невежества в Букинском районе и в целом по стране проводятся акции, цель которых дарить книги. Госслужащие, предприниматели, фермеры передают книги школам, в которых они учились. В результате фонды школьных библиотек пополняются художественной и научной литературой, справочниками, словарями, учебниками.

—        Во все времена книга считалась лучшим подарком, — говорит житель района Игамберди Умаров. — Она незаменима в духовном развитии человека. Книга — наш лучший друг и советчик. Главой государства выдвинута благородная инициатива по повышению культуры книгочтения. Ее одобряют и поддерживают во всех регионах страны.

Недавно Президент Шавкат Мирзиёев провел совещание, на котором обсуждены методы дальнейшей практической реализации пяти инициатив, создания условий для воспитания и образования молодежи, повышения занятости женщин, поручил организовать системное выполнение «дорожных карт» и стимулирование одаренных детей посредством проведения конкурсов. Пилотный проект, реализуемый в Букинском районе, в последующем будет распространен во всех регионах республики, что откроет перед молодым поколением узбекистанцев широкие, можно сказать, безграничные перспективы и возможности для физического и духовного совершенствования, овладения знаниями и востребованными профессиями.

(Источник: газета «Народное слово»)

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Депутаты приняли решение о направлении заместителю Премьер-министра парламентского запроса

23 апреля 2019 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. На нем депутаты рассмотрели ряд законопроектов, направленных на правовое обеспечение осуществляемых в стране реформ в общественно-политической, медицинской, социально-экономической сферах, дальнейшее повышение авторитета Узбекистана на международной арене.

Все вопросы, внесенные в повестку дня, ранее предварительно были детально обсуждены на заседаниях фракций политических партий в нижней палате парламента, депутатской группы от Экологического движения Узбекистана.

Заседание начало работу с рассмотрения во втором чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан».

Настоящий проект закона разработан во исполнение постановления Президента страны «О мерах по упорядочению сферы народной медицины в Республике Узбекистан» от 12 октября 2018 года и направлен на решение неотложной задачи — развитие наряду с реализуемыми сегодня в системе здравоохранения реформами, внедрением целевых программ, народной медицины, унаследованной от наших предков, а также в целях укрепления с правовой точки зрения данной деятельности формирование законодательной базы. Другими словами, основное внимание уделяется упорядочению в рамках закона деятельности лиц, оказывающих медицинские услуги с использованием методов народной медицины, или лекарей, предоставляющих услуги, непосредственно касающейся такого социального вопроса, как жизнь и здоровье граждан, а также определение ее правового статуса.

По данным анализов из-за отсутствия координации и контроля за деятельностью народной медицины, а также в результате оказания отдельными лекарями некачественных услуг, нередко имеют место случаи нарушения законных прав и интересов потребителей. Подтверждением тому является рассмотрение Верховным судом в 2010 — 2017 годах 1 529 дел, связанных с нарушением прав населения, воспользовавшегося услугами лекарей.

По мнению депутатов, данный законопроект послужит основой для формирования законодательства, упорядочивающего сферу народной медицины. Также лицензирование деятельности по оказанию услуг с использованием методов народной медицины будет способствовать ее осуществлению в порядке, установленном для лицензирования медицинской деятельности за исключением требования наличия обязательного медицинского образования, оказанию населению медицинских услуг в соответствии с объемом и порядком, санитарными правилами и нормами, установленными Министерством здравоохранения, запрету деятельности ложных лекарей (шарлатанов). После обсуждения законопроект был принят во втором чтении.

На заседании бурное обсуждение также вызвал рассмотренный в первом чтении проект закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения».

Отмечено, что передача земельных участков несельскохозяйственного назначения в частную собственность, совершенствование действующего земельного рынка является одним из стержневых элементов рыночных и структурных преобразований. Развитие частной собственности, введение земельных участков несельскохозяйственного назначения в гражданский оборот, налаживание их эффективного использования, расширение инвестиционных возможностей для субъектов предпринимательства определяют основную цель данного проекта закона. Законопроект направлен на расширение в будущем путем введения в гражданский оборот земельных участков, непредназначенных для сельского хозяйства, инвестиционных возможностей субъектов предпринимательства, развитие частной собственности, обеспечения ее эффективного использования. Вместе с тем приватизации не будут подлежать земельные участки, на которых расположены месторождения полезных ископаемых, стратегические объекты государственной собственности, не подлежащие приватизации, входящие в состав земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также земли лесного и водного фонда, предоставленные участникам свободных экономических и малых промышленных зон.

Законопроектом определяются круг уполномоченных органов в сфере приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения, их полномочия и взаимодействие.

Рассмотренный на заседании еще один вопрос по своей актуальности был в центре внимания. Депутаты Законодательной палаты в ходе выездов в регионы для изучения ситуации по оказания медицинских услуг населению, выявили, что во многих общеобразовательных школах медуслуги не достаточно организованы, штаты врача-педиатра и школьной медсестры выделены в недостаточном количестве. Как результат, в большинстве школ не организована деятельность медкабинетов.

Следует отметить, что эффективная организация работы медицинских сотрудников в образовательных учреждениях имеет важное значение в определении на ранней стадии заболеваний среди несовершеннолетних, проведении их профилактики.

Во время заседания депутаты с учетом масштаба и актуальности проблемы приняли решение направить заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан А. Абдухакимову парламентский запрос Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О мерах по улучшению состояния медицинских услуг в общеобразовательных школах».

На заседании депутаты обсудили и другие вопросы, входящие в компетенцию Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, приняты соответствующие постановления.

(Источник: Пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан)

Общество

Комитет женщин Узбекистана усилит помощь гражданам за рубежом

Комитет женщин окажет помощь соотечественницам, вышедшим замуж за рубежом и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Вмешательства в частную жизнь не будет, отметили в комитете.

Женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации за рубежом, будет оказана помощь. Об этом «Газете.uz» сообщили в пресс-службе Комитета женщин Узбекистана.

В комитете опровергли сообщения СМИ о создании специального списка женщин, которые вышли замуж за иностранцев. «Специальные списки составляться не будут. Мы будем помогать женщинам, которые попали в трудную жизненную ситуацию за рубежом», — отметили в пресс-службе.

По данным комитета, вопрос был поднят после нескольких подряд обращений узбекистанок из других стран, чьи супруги-иностранцы подвергали их насилию.

Комитет женщин, Министерство иностранных дел и дипломатические миссии Узбекистана за рубежом организовывают помощь пострадавшим женщинам. Кроме того, подписано соглашение с неправительственной организацией «Мадад» в Санкт-Петербурге, которая защищает права граждан Узбекистана, проживающих в этом городе.

«Наша цель — не только помогать женщинам, которые вышли замуж, но и тем, которые уехали на заработки за границу. Мы не намерены составлять списки, наша задача — проводить работу по защите прав наших сограждан, а особенно женщин, которые находятся за пределами нашей страны. Ни в коем случае не будет вмешательства в частную жизнь этих женщин», — заявили в комитете.

(Источник: веб-сайт «Газета.uz»)

Ответить на эти вопросы и создать своеобразный портрет населения Узбекистана поможет перепись населения

История любого государства начинается с описания живущего в нем народа, численности и состава населения, его экономических и социальных характеристик. Наиболее полную и точную информацию об этом дает перепись населения.

Исключительная ее значимость определяется тем, что она создает надежную основу для анализа прошедших периодов и прогнозов будущего развития страны.

Это крупнейшее общегосударственное мероприятие, проводимое с целью сбора достоверных сведений, считается единственным источником получения данных о населении по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования и жизни, занятости, национальности и другим характеристикам.

От Древнего Египта — до наших дней

В истории человечества есть сведения об учете населения еще в Древнем Египте, Греции, Вавилоне, Месопотамии, Китае, Риме и Японии. Ранние переписи были связаны с необходимостью иметь сведения о численности населения, способного платить налоги и быть призванными в войска. В таких переписях учитывались только мужчины, поскольку в те времена их роль в экономике была высока, только они как главы семей участвовали в уплате налогов.

Начало переписей населения в их современном понимании обычно связывают с 1790 годом в США, с 1800-м — в Швеции и Финляндии, с 1801 годом — в Англии, Дании, Норвегии и во Франции. По форме те мероприятия были весьма просты, но их проведение занимало много времени. Например, первая перепись населения в США длилась 18 месяцев.

К XIX столетию страны регулярно стали проводить перепись населения. Если в 1870—1879-х годах она проводилась в 48 государствах, то в 1890-м — уже в 57 странах. И если в конце XIX века был зарегистрирован 21 процент населения мира, то в начале XX века — 54 процента.

После Второй мировой войны система переписи населения была усовершенствована. В 1945—1954-х годах в 151 государстве, а в 1965—1974-х уже в 179 странах осуществлялась перепись населения. В настоящее время это мероприятие проводят почти все страны.

Важную роль при изучении состояния демографических процессов в нашей республике играют данные переписей населения, проводимых на территории страны. Согласно источникам, первая перепись в Узбекистане была осуществлена в 1897 году. Ее сведения дают нам возможность узнать о количестве семей, численности населения по полу и возрасту, об этническом составе, о рождаемости, смертности и других демографических процессах в конце XIX века. На территории Узбекистана перепись населения была организована также в 1926, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 годах.

Точность и конфиденциальность

Согласно международным рекомендациям, перепись населения основывается на нескольких ключевых принципах. В первую очередь важное условие успеха данного мероприятия — централизованное проведение.

Во-вторых, в соответствии с рекомендациями ООН государства должны проводить перепись населения не реже одного раза в десять лет.

В-третьих, она проводится с помощью специально обученных специалистов. К мероприятию привлекается большое количество квалифицированных кадров, в том числе научных, и студентов.

Важным принципом проведения переписи населения является одномоментность ее осуществления. Как правило, она занимает около 10—12 дней. Добиться точных результатов этого масштабного мероприятия можно при условии проведения переписи по всей территории страны по состоянию на один и тот же момент, приурочить ее к одной и той же дате, которая называется критическим моментом. В одно время должен быть учтен состав людей в каждом населенном пункте как в аспекте естественного, так и с точки зрения миграционного движения населения.

Особое внимание уделяется программе переписи населения — перечню вопросов, по которым осуществляется сбор персональных данных. Это означает, что всем жителям республики независимо от их пола, возраста, места жительства, семейного положения и т. д. задают одни и те же вопросы.

Основная задача мероприятия заключается и в охвате переписью всех без исключения жителей страны. Одним из ключевых принципов проведения переписи населения является также конфиденциальность персональных данных. Все собранные при переписи сведения применяются только в статистических целях для получения итоговых данных.

Важным является и принцип добровольности, когда ответы записываются со слов населения без предъявления каких- либо документов (паспорта, диплома об окончании учебного заведения, свидетельства о браке и т. д.).

Свой закон будет и у нас

Во многих странах проведение переписи населения регулируется законодательством. Например, в Великобритании в 1920 году был принят закон о проведении переписи населения в Соединенном Королевстве. В нем были определены все правила переписи, категории учитываемого населения, домохозяйств, предприятий и учреждений, виды переписных бланков, участники переписи населения, а также указаны правила привлечения переписчиков и их обязанности. В США перепись населения проводится с 1790 года каждые десять лет и основана на многолетнем законодательстве страны. Давнюю историю имеет перепись населения и в Польше. Впервые это мероприятие было проведено в 1764 году. В соответствии с законодательством каждые десять лет люди должны отвечать на традиционные вопросы.

В Узбекистане нет законодательства о переписи населения, поэтому в Указе Президента от 5 февраля 2019 года «Об утверждении Концепции проведения в 2022 году переписи населения в Республике Узбекистан» имеется статья о необходимости разработать проект закона «О переписи населения», который должен определять цель и основные принципы проведения переписи населения, сферу действия данного закона. Необходимо также определить участников переписи населения, их права и обязанности, государственные органы, ответственные за подготовку и проведение переписи населения, программу переписи населения и порядок сбора сведений о населении, порядок распространения результатов и обеспечения конфиденциальности информации, финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по подготовке и проведению переписи населения и т. д.

Этапы масштабной работы

За годы независимости в Узбекистане произошли существенные позитивные изменения в развитии, проводимые реформы кардинально изменили численность, территориальное расселение и другие социально-демографические характеристики населения страны. Вот почему в соответствии с вышеназванным указом главы государства, не дожидаясь принятия закона, утверждена Концепция проведения переписи населения в 2022 году в Узбекистане, разработана программа комплексных мер по проведению переписи, определены состав и функции республиканской и территориальной комиссий по оказанию содействия в проведении этого важнейшего мероприятия.

Что предусмотрено концепцией?

В частности, определяются цель и основные задачи переписи населения, указываются основные этапы подготовки и проведения переписи, определяются взаимоотношения участников мероприятия, их права и обязанности, а также основные функции временных переписных работников, регламентируется внедрение специальной автоматизированной информационной системы, предусматривается финансовое обеспечение мероприятий по подготовке и осуществлению переписи населения, устанавливается то, как формируются итоги переписи населения и их распространение.

Исходя из международных рекомендаций и опыта других стран по проведению переписи населения в целом работа по подготовке и осуществлению этого крупного мероприятия включает три этапа, в рамках которых мероприятия могут проводиться как последовательно, так и одномоментно.

Так, на первом этапе продолжительностью около трех лет должны быть разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации, принципы проведения, определения методологических основ и источников финансирования переписи населения.

Предстоит кропотливая работа по картированию, составлению списков домов в населенных пунктах и организационных планов проведения переписи населения. Важный момент — создание автоматизированной системы подготовки, контроля проведения, получения и предоставления итогов переписи населения с использованием современных технологий картографирования.

В ходе второго этапа, рассчитанного на период от десяти до 60 дней, проводится сама перепись населения, то есть осуществляется сбор сведений о населении, контрольный обход и сдача материалов о переписи.

Третий этап занимает от двух до трех лет. В его рамках специализированные структуры по обработке данных должны принять первичные учетные материалы переписи населения, которые будут подготовлены к автоматизированной обработке. Предусматриваются ввод, кодирование, контроль и редактирование первичных данных. Затем подводятся предварительные итоги переписи, их публикация и распространение.

Знать, чтобы действовать

Не будет преувеличением сказать, что результаты переписи населения станут важнейшим фактором дальнейшего социально-экономического развития страны.

Перепись предоставит важнейшие данные, так как будут получены уточненные характеристики населения: состав, возраст, пол, гражданство, экономическая активность, род занятий и специальность, структура, национальный состав, семейное положение, источники дохода, инвалидность и т. д.

Эти данные используются во многих сферах. Например, при расчете макроэкономических показателей на душу населения, таких как валовой внутренний продукт, доходы населения, объем промышленного производства, объем потребительских товаров, объем услуг населению, и других. Результаты переписи помогут сформировать данные о миграции населения. Полученные сведения будут использоваться при оценке произошедших глобальных изменений в структуре населения, для расширения информационной базы по разработке демографической политики, мер по укреплению здоровья людей, улучшению положения женщин и детей, помощи семьям и другим направлениям.

Результаты переписи населения — это единый комплексный источник информации для международных организаций и пользователей для осуществления научных исследований по социально-экономическим проблемам. Опираясь на данные о гражданах, государство может определить стратегию и тактику, приоритеты дальнейших действий, направленных на достижение намеченных целей по развитию экономики, решению социальных вопросов, повышению благосостояния и уровня жизни населения.

(Источник: газета «Народное слово»)

спорт

Международный турнир по хоккею пройдет в Ташкенте

Международный товарищеский турнир по хоккею пройдет в Ташкенте с участием молодежных команд российских клубов «Спартак», «Динамо» и «Трактор».

Международный товарищеский матч по хоккею пройдет 27−29 апреля в ледовом комплексе Humo Arena в Ташкенте. В нем примут участие молодежные команды российских клубов «Спартак», «Динамо», «Трактор» и ташкентского «Хумо». Об этом «Газете.uz» сообщили в пресс-службе Федерации хоккея Узбекистана.

Турнир станет первым спортивным мероприятием на ледовой арене комплекса. Ранее меморандум о проведении товарищеских матчей и соревнований между детско-юношескими командами подписали президенты федераций хоккея Узбекистана и России, отметили в пресс-службе.

Соглашение предусматривает также подготовку судей и тренеров, организацию и проведение конференций и семинаров.

(Источник: веб-сайт «Газета.uz»)

приложение

Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему усилению гарантий прав ребенка»

В стране проводится масштабная работа по поддержке материнства и детства, созданию условий для духовного и физического развития детей, а также обеспечению соблюдения требований Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка.

Вместе с тем все больше усиливается потребность в коренном совершенствовании институциональных и правовых основ обеспечения деятельности по защите прав и законных интересов детей, воспитания гармонично развитого поколения.

В целях всестороннего внедрения в жизнь требований Конвенции о правах ребенка, обеспечения реальных гарантий прав детей, предусмотренных в Конституции и законах Республики Узбекистан, воспитания физически, интеллектуально, нравственно и духовно развитого поколения, а также в соответствии с задачами, определенными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:

1. Установить, что:

детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения ими возраста восемнадцати лет предоставляется право бронирования жилого помещения в муниципальном и коммунальном жилищных фондах целевого назначения, в котором они проживали, на весь период нахождения в домах «Мехрибонлик» либо проживания с согласия органа опеки и попечительства с опекуном или попечителем;

детям, оставшимся без попечения родителей, оказываются все виды социальных услуг независимо от места их регистрации и гражданства;

детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется полноценное рассмотрение их непосредственных обращений в государственные органы, не допускается оставление без рассмотрения таких обращений по причине недостижения ребенком полной дееспособности;

при отсутствии договоренности между родителями о выплате алиментов лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, или неуплате ими алиментов добровольно, а также в случае, когда ни один из родителей не обратился в суд с иском о взыскании алиментов, дети, достигшие возраста 14 лет, вправе самостоятельно подавать иски о взыскании алиментов на свое содержание с отца или матери, а в случаях раздельного проживания – одновременно с каждого родителя в размере, установленном законодательством;

при обращении в суды с заявлением в целях защиты детей истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины и иных платежей.

2. Одобрить предложения Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана), Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, Министерства здравоохранения и широкой общественности:

о введении должности заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) – Уполномоченного по правам ребенка и создании в структуре Секретариата сектора, содействующего деятельности по обеспечению прав ребенка, с предельной численностью управленческого персонала 2 единицы;

об установлении с 1 сентября 2019 года в Республике Узбекистан для мужчин и женщин минимального возраста заключения брака – восемнадцать лет;

о применении при отсутствии в законодательстве соответствующих норм, регулирующих семейные отношения, местных обычаев и традиций, не противоречащих принципам законодательства Республики Узбекистан и общепризнанным принципам международного права.

3. Принять к сведению, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также в ходе любого судебного или административного разбирательства. При этом органы (лица), уполномоченные принимать решения, при разрешении вопросов, затрагивающих интересы ребенка, должны рассматривать в качестве важного фактора мнение разумно и самостоятельно мыслящего ребенка независимо от его возраста и принимать решения исходя из наилучших интересов ребенка.

Министерству здравоохранения, Министерству народного образования, Министерству дошкольного образования и Верховному суду Республики Узбекистан в трехмесячный срок разработать и утвердить критерии оценки способности разумного и самостоятельного мышления ребенка.

4. Принять к сведению, что в системе Республиканского центра реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от насилия, и предупреждения суицидов учреждается «телефон доверия» («горячая линия», общедоступная в пределах республики по единому короткому номеру), предназначенный для осуществления взаимосвязи с гражданами и оказания экстренной психологической, психотерапевтической, правовой помощи, консультирования и предоставления информации.

Рекомендовать Центру внедрение механизмов оказания содействия детям посредством данного «телефона доверия» и запуск веб-сайта со специальными возможностями.

5. Не допускается выдворение из Республики Узбекистан иностранного гражданина и лица без гражданства, не достигшего возраста восемнадцати лет, если один из его родителей либо опекун или попечитель имеет право на проживание на законных основаниях на территории Республики Узбекистан в случаях:

нарушения правил пребывания в Республике Узбекистан, то есть проживания без документов на право жительства в Узбекистане либо по недействительным документам, несоблюдения установленного порядка временной или постоянной прописки, передвижения или выбора места жительства, уклонения от выезда по истечении срока пребывания, а равно несоблюдения правил транзитного проезда через территорию Республики Узбекистан;

исполнения или отбытия назначенного судом наказания за совершенное на территории Республики Узбекистан преступление либо освобождения от уголовной ответственности или наказания в предусмотренных законодательством случаях.

6. Ввести, начиная с 2019/2020 учебного года, порядок выделения дополнительной квоты приема до одного процента от общего количества абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения на основе государственного гранта, для выпускников домов «Мехрибонлик» и Детских городков, являющихся круглыми сиротами.

7. Государственному комитету Республики Узбекистан по статистике обеспечить в двухмесячный срок размещение на веб-сайте «stat.uz» статистической информации о материнстве и детстве в соответствии с приложением с постоянным обновлением данных.

8. Министерству здравоохранения и Министерству юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в месячный срок разработать «Дорожную карту» по обеспечению полноценного функционирования системы электронного обмена данными с органами ЗАГС о рождении и смерти, прокладки к учреждениям волоконно-оптических линий связи, а также полноценного внедрения данной системы до конца года.

9. Рекомендовать Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсману) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести проект закона о внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)», вытекающих из настоящего постановления, а также направленных на совершенствование и обеспечение широкого участия общественности в его деятельности.

10. Министерству народного образования Республики Узбекистан до 1 сентября 2019 года:

а) совместно с Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека и Министерством юстиции разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан «О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающий:

социально-правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы их устройства на воспитание;

порядок подготовки семей усыновителей и оказания им помощи;

гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их имущественных и неимущественных прав;

обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение правовой помощи и судебную защиту;

содействие социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после завершения обучения в домах «Мехрибонлик» и интернатах;

б) Министерству юстиции совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, устанавливающего порядок бронирования для детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста восемнадцати лет жилого помещения в муниципальном и коммунальном жилищных фондах целевого назначения, в котором они проживали, на весь период нахождения в домах «Мехрибонлик» либо проживания с согласия органа опеки и попечительства с опекуном или попечителем.

11. Министерству народного образования совместно с Министерством дошкольного образования в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению действенных механизмов общественного контроля, направленного на предотвращение злоупотреблений и обеспечение законности в домах ребенка, домах-интернатах для детей-инвалидов «Мурувват», детских противотуберкулезных санаториях, домах «Мехрибонлик», Детских городках и дошкольных образовательных учреждениях.

12. Генеральной прокуратуре совместно с Министерством внутренних дел, Министерством юстиции и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека в трехмесячный срок:

а) внести предложения об изменениях и дополнениях в Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка», предусматривающий:

виды притеснений и насилия по отношению к ребенку, а также меры по их предупреждению;

дополнительные гарантии по защите детей, являющихся участниками уголовного процесса, в ходе досудебного и судебного разбирательства;

б) внести предложения об изменениях и дополнениях в Закон Республики Узбекистан «О профилактике правонарушений», предусматривающий внедрение механизмов адаптации детей, совершивших правонарушения и не достигших возраста восемнадцати лет, вместо постановки их на профилактический учет;

в) разработать и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс об ужесточении норм ответственности за вербовку лица, не достигшего восемнадцати лет, в качестве наемника, равно как его обучение, финансирование или материальное обеспечение, а также использование в вооруженном конфликте или военных действиях;

г) разработать и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан в установленном порядке проект закона, направленный на имплементацию статьи 135 Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за торговлю людьми, с Факультативным протоколом к Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка (25 мая 2000 года, Нью-Йорк).

13. Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать методическое пособие по работе сотрудников с лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет, а также повышению квалификации своих сотрудников на системной основе.

14. Министерству юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров:

совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством народного образования и Министерством здравоохранения проект нормативно-правового акта по пересмотру системы органов опеки и попечительства, определению статуса и совершенствования их деятельности;

предложения об изменениях и дополнениях, направленных на унификацию в законодательстве таких понятий, как «несовершеннолетний» и «ребенок», с целью создания благоприятных условий для участия лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, в качестве субъектов правоотношений.

15. Кабинету Министров Республики Узбекистан утвердить:

в двухмесячный срок программу мероприятий по широкому празднованию тридцатилетия Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка;

в трехмесячный срок Национальную программу действий по защите прав детей и созданию для них благоприятных условий.

16. Межведомственной комиссии по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан (Муродов О.Б.) и Межведомственной экспертной группе по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства (Мавлонов А.Ю.) в месячный срок разработать проект Концепции по внедрению системы ювенальной юстиции с целью ее использования при разработке соответствующих кодексов и совершенствования национального законодательства.

17. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом) и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан обеспечить пропаганду среди широкой общественности положений, обеспечивающих гарантии прав детей, имеющих согласно трудовому законодательству право на трудоустройство при использовании их труда.

18. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать широкое освещение в средствах массовой информации сути и содержания настоящего постановления.

19. Национальному центру Республики Узбекистан по правам человека совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

20. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А. и Нарбаеву Т.К.

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

22 апреля 2019 года. 

 
EN AF RU
Конференции