right
Visitors
Сейчас 1391 гостей онлайн

Путь в 24 года: Образование

С обретением независимости в Узбекистане произошли коренные изменения во всех сферах деятельности. Общепризнанная самобытная «узбекская модель», основанная на пяти фундаментальных принципах развития, позволила избежать многих ошибок, наблюдаемых на практике ряда государств, обеспечить прогрессивное эволюционное развитие страны, занять достойное место в международном сообществе.В переходный период преодоления многих экономических и политических проблем приоритет был отдан со

циальной сфере – образованию и воспитанию, здравоохранению, духовному обновлению, возрождению и формированию нового общественного сознания.

В одном из своих интервью Ислам Каримов, приводя высказывание великого просветителя Абдуллы Авлони: «Воспитание для нас – вопрос жизни или смерти, спасения или гибели, счастья или беды», говорит, что сказанные в начале двадцатого века эти слова для нашего народа важны и актуальны настолько же, а может быть,  и даже больше, в наши дни.

Позиция главы государства предельно ясна и однозначна: на основе богатых культурно-исторических и духовных традиций народа, с учетом прогрессивного международного опыта создать собственную систему непрерывного образования, которая бы отвечала самым взыскательным требованиям времени, перспективным потребностям общества и каждой личности. В рамках осуществляемых реформ в стране были приняты Закон «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров, которая, по мнению международных экспертов, не имеет аналогов по своей значимости и масштабам.

Образовательные законы заложили основы и предопределили пути самостоятельного развития системы непрерывного образования, стали ориентиром целенаправленного и системного воспитания личности новой формации, будущего нашей страны.

Приоритет – качество и непрерывность

– Рухнувшая советская система образования выплеснула на поверхность ряд глобальных проблем, – говорит заместитель директора Центра среднего специального, профессионального образования Зайниддин Худайбердиев. – К числу наиболее существенных следует отнести ее несоответствие требованиям демократических и рыночных преобразований, недостаточную материально-техническую и информационную базу, нехватку высококвалифицированных педагогических кадров, неукомплектованность качественной учебной литературой, отсутствие тесного взаимодействия и взаимовыгодной интеграции между системой образования, наукой и производством. Учебные программы страдали идеологической зашоренностью, в них не было должного места наукам, обучающим основам нравственности и духовности, дающим экономические, правовые и эстетические знания. Как следствие, у учащихся не формировался стимул к развитию самостоятельного мышления, подготовленность к обдуманному, осознанному принятию решений.

Радикальные изменения, происходящие в социально-экономическом развитии страны, возникновение новых общественных отношений, формирование новых ценностей общества обусловили переосмысление соответствия качества отечественного образования целевым установкам  реалий и требований времени. Была выработана ясная, глубоко продуманная политика государства, направленная на осуществление стратегической цели – создание высококачественной системы непрерывного образования и воспитания на основе современных достижений экономики, науки, культуры, техники и технологий.

Глубинная суть поставленной цели – ориентированность на личность, на ее права, гражданские свободы, идеалы, достойное место в обществе. Акцент на возрождение и развитие национального культурно-исторического и духовного наследия существенно изменил содержание и организацию обучения и воспитательного процесса, обогащенного достижениями мировой цивилизации, что, безусловно, гуманизирует образование, формирует личность в духе патриотизма и толерантности.

Преимущества национальной модели

Исходя из необходимости решения важной государственной и вместе с тем социальной задачи в 1997 году под непосредственным руководством Президента Узбекистана Ислама Каримова была разработана и принята Национальная программа по подготовке кадров.

Созданная на основе анализа национального опыта, мировых достижений в системе образования, она направлена на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественном социуме, способных ставить и решать задачи на перспективу.

Говоря о необходимости и состоятельности Национальной программы, достаточно отметить наиболее масштабные перемены последних пятнадцати лет. Так, современный этап реформ системы образования   качественно отличается от предыдущих: в процесс подготовки специалистов вовлекаются все государственные структуры и социальные институты, активизируется личность, поощряются образованность и талант. Обеспечиваются нормативные и социально-экономические условия тесного взаимодействия всех компонентов национальной модели подготовки кадров.

Создаются принципиально новые виды образования, разрабатываются новое их содержание, организация и управление ими, осуществляется коренное изменение материально-технического, информационного и кадрового обеспечения системы образования.

– Результаты реформ в образовательной сфере сегодня можно увидеть на каждом шагу,  – продолжает Зайниддин Явкачевич. – В регионах, городах и селах построены, реконструированы и капитально отремонтированы, оснащены современной мебелью, учебно-лабораторными принадлежностями академические лицеи, профессиональные колледжи и общеобразовательные школы. Вместе с ними меняется и облик самих городов и поселков, академические лицеи, профессиональные колледжи становятся культурно-просветительскими центрами регионов. Созданы новые национальные образовательные стандарты, учебники и учебные пособия. Буквально с геометрической прогрессией каждый год растет число квалифицированных, грамотных молодых людей, которые вливаются в различные сферы жизнедеятельности.

Вместе с этим с каждым годом растет престиж профессии учителя, увеличивается государственная поддержка преподавателей. Введена усовершенствованная система оплаты труда учителей школ, преподавателей и работников профессиональных колледжей и академических лицеев, зарплата мастеров производственного обучения приравнена зарплате преподавателя в профессиональных колледжах.

Совершенствуется система финансирования образования (из бюджетного и внебюджетных источников) и подготовки кадров, развивается самофинансирование образовательных учреждений. Стимулируется привлечение частных, а также иностранных инвестиций в сферу образования. Формируется механизм предоставления образовательных кредитов для граждан республики с гибкой системой их последующего погашения. Усиливается роль спонсоров в материальной поддержке системы непрерывного образования и подготовки кадров.

– Я с большим интересом слежу за реформированием системы образования в Узбекистане, – отмечает профессор университета Фонтис (Нидерланды) Кис Ладаж, участник международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения – как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны», прошедшей в феврале 2012 года в Ташкенте. – Дело в том, что в вашей стране воспитание и обучение молодого поколения является приоритетной задачей государственной политики. В области образования за короткий срок достигнуты воистину уникальные результаты. Создана материально-техническая база образовательных учреждений и нормативно-правовые акты, способствующие организации качественного образовательного процесса и подготовке квалифицированных специалистов. Несомненно то, что у страны, уделяющей столь большое внимание воспитанию и образованию молодежи – великое будущее.

Сформировать новое мышление

В первые годы реализации Национальной программы особый акцент был сделан на формирование совершенно нового, самостоятельного вида системы непрерывного образования – среднего специального, профессионального образования. Причем вниманием не был обойден ни один из аспектов данного вида образования. Это и формирование принципиально новой материально-технической базы профессиональных колледжей и академических лицеев, нормативно-правового, методического и кадрового обеспечения, управления и распределения полномочий, содержание и организация образовательного процесса, воспитание, роль родителей, попечительство.

– Среднее специальное, профессиональное образование признается особенно ценным компонентом национальной модели образования, – отмечает З. Худайбердиев. – Этот вид образования, по содержанию и форме абсолютно отличающийся от прежнего, успешно внедрен в практику. Он исключительно значим в плане социального и профессионального становления нашей молодежи. Связано это с тем, что, во-первых, все выпускники общеобразовательной школы, получившие общее среднее образование, охвачены обязательным средним специальным, профессиональным образованием. Необходимо подчеркнуть, что 12-летнее образование в Узбекистане является обязательным и бесплатным для всех – это утверждено законом и обуславливается тем, что растущее новое поколение обязано получить 12-летнее образование, специальность, профессию. Во-вторых, у учащихся появилась возможность выбрать следующий этап образования в соответствии со своими интересами и способностями. В-третьих, в процессе трехлетнего обучения в профессиональных колледжах, овладев глубокими знаниями, умениями и навыками по определенному выбранному профессиональному направлению и, более того, освоив несколько родственных специальностей, молодежь получает диплом, дающий право полноценно трудиться в соответствии с полученной профессией, и чувствует себя социально защищенной, что очень важно. Если молодой человек хочет продолжить образование по выбранному направлению, у него есть возможность поступить в высшее образовательное учреждение. В-четвертых, при размещении средних специальных, профессиональных образовательных учреждений глубоко изучена демографическая обстановка в областях и районах, что позволило обеспечить обучение и приобретение учащимися профессии без отрыва от родителей.

Давайте сопоставим возможности юношей и девушек, получивших прежнее обязательное одиннадцатилетнее образование, и нынешних молодых специалистов, овладевших за 12 лет конкретной профессией. Сегодня молодое поколение в первую очередь интересует вопрос повышения своего профессионального статуса через образование, карьерного роста. Молодежь стремится занять в обществе достойное место. Юноши и девушки работают на производственных предприятиях, основанных на современнейших технологиях, мастерски управляют сложной техникой, успешно организуют предпринимательскую деятельность, пользуясь предоставленными им возможностями, и в этом отношении являются примером для своих подрастающих братьев и сестер.

Данные факты убеждают, что созданные в республике условия произвели в сознании, мышлении молодежи положительные изменения, кардинально обновили отношение к жизни, что этот процесс будет развиваться и все более совершенствоваться. Национальная модель образования создала для каждой личности равные условия и возможности расширения самостоятельного выбора своей деятельности, дальнейшего ее развития.

За период 1998 – 2015 годы в республике создано 1 556 образовательных учреждений нового типа, в том числе – 144 (9,3 процента) академических лицея, 1 412 (90,7 процента) профессиональных колледжей и 30 филиалов ПК в отдаленных сельских районах. На сегодняшний день подготовка в профессиональных колледжах ведется по 216 профессиям и 543 специальностям, в академических лицеях по пяти направлениям на основе государственных образовательных стандартов и более чем 1 500 учебных программ, в том числе по общеобразовательным предметам, предметам профессиональной подготовки в колледжах и углубленной общеобразовательной подготовки в лицеях. В этих образовательных учреждениях трудятся свыше 117 тысяч преподавателей и инженеров-педагогов. Только в 2015 году в академические лицеи и профессиональные колледжи трудоустроено более четырех тысяч молодых специалистов – бакалавров и магистров. Общий контингент учащихся академических лицеев и профессиональных колледжей 2014/2015 учебного года составил 1 553 452 человека.

В 2015/2016 учебном году в академические лицеи и профессиональные колледжи страны приняты 481 566 выпускников 9-х классов общеобразовательных школ. Прием осуществлен с учетом интересов учащихся и потребностей рынка труда. Так, в новом учебном году больше будут готовить по инженерным, обрабатывающим и добывающим отраслям, пищевой отрасли, направлениям сельского и водного хозяйства, сферы услуг и сервиса. Сокращен прием по сферам: экономика, здравоохранение, юриспруденция. Учитывая, какое большое внимание уделяется выпускницам 9-х классов общеобразовательных школ, увеличен прием по таким профессиям, как технолог трикотажных изделий, швея, повар, модельер, парикмахер и мастер декоративного искусства, подготавливаются кадры для пищевой отрасли.

По своему архитектурному облику, материальному и техническому оснащению профессиональные колледжи и академические лицеи ничуть не уступают лучшим отечественным вузам и зарубежным аналогичным учреждениям. Современное учебно-лабораторное, компьютерное и производственное оборудование, учебная техника, которыми оснащены колледжи, позволяет учащимся не только получать полный объем знаний по общеобразовательным предметам, но и осваивать в стенах образовательного учреждения новую технику и технологии. Академические лицеи и профессиональные колледжи ССПО подключены к информационной сети «ZiyoNET» и интернету, это позволяет внедрять в образовательный процесс методы дистанционного обучения, широкий комплекс информационно-коммуникационных услуг для учащейся молодежи.

Академические лицеи и профессиональные колледжи оснащены 69 067 комплектами компьютерной техники, что в 33 раза больше, чем в период создания первых образовательных учреждений такого типа. Создана электронная база по учету охвата выпускников 9-х классов общеобразовательных школ обучением в средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях, продолжается работа по созданию электронной базы «Кадры», завершению их подключения к оптико-волоконной линии связи всех образовательных учреждений системы ССПО.

В системе среднего специального, профессионального образования огромное внимание уделяется изучению иностранных языков как важнейшему условию активного общения со своими сверстниками из зарубежных стран, широкого познания всего того, что происходит в современном мире, овладения огромным мировым интеллектуальным богатством.

Разработана программа поэтапного обеспечения кабинетов иностранных языков 1 573 образовательных учреждений лингафонным оборудованием и информационно-коммуникационными средствами на общую сумму 63,1 млрд сумов на 2013–2016 годы. В 2015 году запланировано обеспечение 500 кабинетов иностранных языков компьютерной техникой и оборудованием (курс ЦБ РУ на 08.09.2015, 1$= 2605.83 сум).

Яркие победы молодых

Государство уделяет большое внимание выявлению и всесторонней поддержке талантливой молодежи. Так, в 2014 году Государственной премии имени Зульфии были удостоены 14, а в 2015 году – 10 наиболее талантливых девушек – учащихся колледжей и лицеев. Всего этой авторитетной премией за прошедший период было отмечено 98 девушек.

В ежегодно проводимой Республиканской олимпиаде по общеобразовательным предметам среди учащихся академических лицеев и профессиональных колледжей в этом году 30 учащихся завоевали призовые места и получили право поступить в высшие образовательные учреждения без тестовых испытаний и дополнительных экзаменов. В 2015 году восемь учащихся академических лицеев республики завоевали медали на международных олимпиадах по химии и математике и также получили право поступить в высшие образовательные учреждения без тестовых испытаний и дополнительных экзаменов.

За период 2000–2015 годы в международных предметных олимпиадах участвовали 238 учащихся общеобразовательных школ и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений. Из них шесть учащихся завоевали золотые, 29 – серебряные и 74 – бронзовые медали, более 50 отмечены дипломами.

Сегодня идет активный процесс развития спортивной базы академических лицеев и профессиональных колледжей, массового вовлечения учащейся молодежи в спорт. Подготовка спортивных кадров в 15 колледжах олимпийского резерва республики проводится на базе спортивных сооружений, соответствующих мировым стандартам. За период 1998–2014 годы стали победителями международных игр 117 человек, Азиатских игр – 168, международных турниров – 524 учащихся системы ССПО.

Слова главы государства, что молодежь – не только наша надежда и будущее, молодежь – решающая сила нашего сегодняшнего и завтрашнего дня, стали девизом, отвечающим политическому курсу и целям государства в долгосрочной перспективе.

(Источник: газета «Народное слово»)
 
EN AF RU
Конференции