right
Visitors
Сейчас 758 гостей онлайн

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ УЗБЕКИСТАНА № 49  9 марта 2016г.   ЭКОНОМИКА

Узбекистан: Формула экономического роста

Экономический рост был, есть и будет всегда основой укрепления экономической мощи государства и повышения жизненного уровня людей. Он является своеобразным «барометром» состояния экономики, отражает усилия общества по преумножению уже накопленного за определенный период своего богатства. Без экономического роста нет продвижения вперед, нет прогресса вообще. Именно по этому показателю сегодня страны делятся на развитые, в том числе индустриальные, развивающиеся и отсталые или бедные.

Другим утвердившимся правилом общественного развития является взаимосвязь и взаимообусловленность экономического роста с производством и потреблением. Эффективное производство и умеренное потребление выступают важнейшим условием экономического роста. При этом первичными являются производство и потребление, между которыми существует сложная, диалектически противоречивая связь. При всей важности производства оно имеет смысл лишь тогда, когда служит потреблению. Производство ради производства бессмысленно. Потребление образует цель и одновременно движущий мотив производства. Оно, потребление диктует социальный заказ производству, предопределяет объем, структуру и качество продуктов (товаров, изделий и услуг), необходимых обществу в данное время.

Всякая удовлетворенная потребность рождает новую, часто более сложную. Рост и усложнение потребностей – мощная движущая сила развития производства. В то же время сами потребности зарождаются отнюдь не произвольно, не из фантазии или прихотей человека. Их появление в решающей степени обусловлено самим производством. К примеру, общественная потребность в телевизорах, холодильниках, пылесосах и сегодняшних мобильных телефонах и смартфонах возникла лишь на базе создания и организации достаточно массового их производства. Распределение и обмен опосредствуют связь между производством и потреблением, образует своеобразный механизм их взаимодействия, разрешения возникающих между ними противоречий.

Все эти стадии не существуют сами по себе, изолированно друг от друга, а образуют части единого целостного процесса, соединены между собой прямыми и обратными связями. При этом производство - исходный пункт, в котором возникает, создается сам продукт и с которого начинается его движение. Следует подчеркнуть, что движение общественного продукта так же непрерывно, как непрерывно течение жизни. Подобно тому, как различаются между собой времена года, различаются и стадии движения продукта. Начавшись в производстве и пройдя через стадии распределения и обмена, оно завершается в потреблении. В связи с движением общественного продукта и складываются экономические отношения между людьми, которые регулируются на практике различными нормативно-правовыми, хозяйственными и другими актами.

Процесс производства не должен быть стихийным, им необходимо управлять в соответствии с принятыми целями и постоянными изменениями рынка. Предприятия должны производить не то, что могут, а то, что покупается, пользуется потребительским спросом. Только в этом случае сделанные затраты на создание продукта можно считать оправданными, а само производство – эффективным. Иначе говоря, только эффективно организованное производство является основой прибыльной (рентабельной) работы предприятий, а на уровне всего общества – фактором экономического роста или успеха. Страна, добившаяся экономического роста, может ставить и успешно решать не только задачи модернизации и обновления своей экономики, вопросы и проблемы социального характера, но и развивать межгосударственные деловые связи, участвовать на внешнем рынке, осуществлять крупные инвестиционные проекты и др. Экономический рост – «лицо» умелого управления экономикой на государственном уровне.

Экономический рост – показатель не статики, а динамики. На макроэкономическом уровне он отражает количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства. Экономический рост измеряется темпами роста или прироста таких показателей, как валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД) за определенный период времени. Чем больше создается ВВП, ВНП или НД за каждую единицу времени или каждая их единица создается обществом с относительно меньшими затратами, тем реальным, практически ощутимым становится экономический рост. Это еще раз подтверждает, что основой экономического роста является достижение эффективности производства, определяемого в теории и хозяйственной практике, следующим образом:

 

                                   Результаты производства (продукт)                    

Эффективность = --------------------------------------------------------

                                    Затраты факторов производства

                                    (живой и овеществленный труд)

 

Соотношение между темпами роста продукта и изменением факторов производства может быть разным в зависимости от того, каков тип экономического развития характерен на данном этапе: экстенсивный или интенсивный. При экстенсивном типе экономический рост достигается благодаря количественному увеличению факторов производства при сохранении его прежней технической и технологической основы. Например, для увеличения выпуска продукции вдвое, наряду с уже имеющимся предприятием возводится примерно такое по мощности, количеству и качеству установленного оборудования, численности и квалификационному составу рабочей силы, своего рода «близнец». При экстенсивном развитии, если оно осуществляется в чистом виде, эффективность производства остается неизменной. Так, в нашем примере при увеличении выпуска продукции в 2 раза, вдвое возрастают и численность работников, и производственные фонды. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника, что определяет производительность труда, останется прежним.

При интенсивном типе экономического роста увеличение масштабов выпуска продукции достигается путем качественного совершенствования факторов производства: применения более прогрессивных средств труда и более экономичных предметов труда, повышения квалификации рабочей силы, а также путем улучшения использования имеющегося производственного потенциала. Интенсификация производства находит выражение в увеличении отдачи, росте выхода конечной продукции с каждой единицы вовлеченных в производство ресурсов, повышения качества продукции.

Чтобы выпуск продукции увеличить в 2 раза, в условиях интенсивного роста нет нужды строить еще одно предприятие, равное существующему. Этот результат можно получить за счет реконструкции, технического и технологического перевооружения действующего производства, лучшего использования имеющихся ресурсов.

В реальной хозяйственной практике экстенсивные и интенсивные факторы не существуют отдельно, в «чистом» виде, а сочетаются друг с другом в определенной комбинации. Все зависит от характера и масштабности задач, решаемых на том или ином этапе хозяйственного строительства. Например, задачи создания новых отраслей, предприятий и производств, освоение новых территорий под сельскохозяйственные земельные угодья, возведение новых объектов строительства или полное обновление автопредприятием своего транспортного парка, не обходящихся без новых или дополнительных инвестиционных вложений, решаются, как правило, на экстенсивной основе. Экстенсивный тип роста заставляет экономику «шагать» в ногу со временем, отвечать требованиям научно-технического прогресса. Интенсивный тип экономического роста ориентирован преимущественно на поиск и мобилизацию внутрипроизводственных резервов и возможностей, то есть получение наибольшей отдачи от действующих производственных мощностей и ресурсов, что соответствуют хозяйственному принципу: минимизация затрат, максимизация результата.

Экономике Узбекистана присущи оба типа роста. Осуществляемые ныне процессы обновления и модернизации экономики сочетаются с вовлечением в хозяйственный оборот не задействованных по разным причинам производственных резервов и возможностей, улучшением ресурсно-сырьевой политики, ориентированной на преимущественное использование в отечественном производстве местного сырья и материалов, расширением экспорта отечественной готовой продукции и сокращением там, где это возможно и нужно, импорта. В республике созданы и действуют такие новые отрасли, как автомобилестроение, нефтегазовое машиностроение, железнодорожное машиностроение, нефтегазохимия, индустрия современных строительных материалов и готовых конструкций, фармацевтика и др.

Только за девять месяцев прошлого года в стране введено в эксплуатацию 3440 новых производственных мощностей, завершена реализация 76 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью почти 890 млн. долл., на крупных предприятиях осуществлена замена свыше 2,1 тыс. единиц морально и физически изношенного оборудования. Отечественными товаропроизводителями освоено производство 785 новых видов продукции, расчетный экономический эффект от импортозамещения составил более 1 млрд. долл. О том, что коренным образом изменился и продолжает меняться облик наших городов и сел, жизнь сельчан уже не отличается от городских условий жизни, как это было в прежние времена, видимо, можно и не говорить.

Эти достижения – результат успешно избранной экономической стратегии, признанной мировым сообществом как «узбекская» модель развития. Согласно рейтингу Всемирного экономического форума Узбекистан по итогам развития в 2014 - 2015 гг. и прогнозам роста на 2016-2017 гг. входит в пятерку стран с самой быстро растущей экономикой в мире. Это не только нас радует, но и создает твердую уверенность в завтрашнем дне.

(Источник: газета «Деловой партнер.uz»)

Новый этап качественного роста экономики Узбекистана

Эффективная экономическая политика руководства Узбекистана позволила стране обеспечить высокие темпы экономического роста даже в условиях серьезного кризиса в мировой экономике.Турбулентность на мировых рынках

Ведущие аналитики и эксперты в области мировой экономики оценивают прошедший 2015 г. как наиболее турбулентный и весьма неустойчивый этап развития мировых товарных и финансовых рынков. Еще несколько лет тому назад невозможно было представить степень волатильности цен на основных сырьевых рынках, например, рынке нефти, на уровне 4-5% в ежедневном измерении. Такая тенденция на товарно-сырьевых рынках способствовала непредсказуемости мирового финансового, особенно валютного рынка, из-за которой пострадал ряд развитых и быстроразвивающихся стран.

В настоящее время мы наблюдаем тенденцию оттока капиталов транснациональных компаний (ТНК) из отдельных развивающихся стран в сторону «материнских» компаний. Указанный неблагоприятный тренд еще больше нагнетается усиливающимся в последние годы риском дальнейшего снижения эффективности прямых иностранных инвестиций на развивающихся рынках мира.

Прогнозы МВФ по мировому экономическому росту в 2016 и 2017 гг. - 3,4% и 3,6% соответственно учитывают, что «риски для мировых перспектив все еще смещены в сторону снижения роста и связаны с продолжающимися корректировками в мировой экономике: общим замедлением роста в странах с формирующимся рынком, перебалансировкой или снижением цен на биржевые товары и постепенным ужесточением необычно мягких денежно-кредитных условий в разных странах. Если трудности, связанные с этими ключевыми процессами, не будут успешно преодолены, мировой рост может застопориться».

Узбекистан на фоне глобальной нестабильности

Указанные выше риски экономического роста и неустойчивость мирового рынка являются весьма отрицательным сигналом для движения инвестиционного капитала, который прежде всего стремится в стабильные, безопасные и прибыльные регионы. В этом контексте анализ социально-экономического развития Узбекистана в 2015 г. показывает, насколько умело и эффективно была проведена экономическая политика, которая способствовала созданию благоприятного бизнес-климата в стране и, следовательно, притоку огромных прямых иностранных инвестиций в различные проекты по модернизации отраслей экономики.

В отчете миссии МВФ по итогам ее работы в Республике Узбекистан в мае 2015 года отмечено, что «.. в 2015 г. экономический рост, как ожидается, по прежнему будет высоким благодаря недавно принятым программам модернизации промышленности и инфраструктуры, а также программам приватизации и корпоративному управлению, которые будут способствовать структурным реформам и снижению роли государства в экономике».

Как было отмечено в докладе Президента Ислама Каримова в январе нынешнего года, мы имеем все основания заявить о том, что в истекшем году сделаны решительные шаги в осуществлении принципиально важных реформ, направленных на достижение нашей главной цели - выйти на уровень развитых демократических государств мира с сильной социально-ориентированной экономикой, обеспечивающей достойный уровень и качество жизни наших людей. Эти результаты Узбекистана сегодня признаются всеми, о них говорят рейтинги и МВФ, и Всемирного банка, и Всемирного экономического форума (ВЭФ).

В связи с этим нельзя не обратить внимание на авторитетный рейтинг ВЭФ, который включил Узбекистан в пятерку стран с самой быстроразвивающейся экономикой в мире по итогам 2014-2015 гг. и прогнозам роста на 2016-2017 гг. Известно, что при подготовке ежегодных докладов о глобальной конкурентоспособности ВЭФ исходит из первостепенной важности усилий руководства страны по созданию институтов и инструментов для национальных экспортеров для усиления их международных конкурентных позиций. В этом контексте вышеуказанный рейтинг Узбекистана является справедливой оценкой и признанием всей экономической политики, проводимой руководством республики.

Совершенствование делового климата в стране

Ретроспективный анализ приоритетов и результатов экономической политики Республики Узбекистан за годы независимости свидетельствует о незыблемости принципов «узбекской модели» социально-экономического развития страны. Последовательно претворяя в жизнь принцип поэтапности реформ, государство неуклонно, с учетом их приоритетности и экономической целесообразности создает условия для институционального укрепления ключевых секторов национальной экономики, формирует благоприятную бизнес-среду и механизмы рыночного саморегулирования для достижения ее оптимального структурного состава.

Убедительным признанием позитивных преобразований в сфере создания благоприятных условий для ведения бизнеса, особенно в секторе малого бизнеса и частного предпринимательства, правильности избранного в нашей стране курса на модернизацию базовых отраслей экономики путем привлечения передовых зарубежных технологий и оборудования следует рассматривать итоги опубликованного в октябре 2015 г. ежегодного доклада «Ведение бизнеса» («Doing Business») группы Всемирного банка. В данном рейтинге, рассчитываемом по десяти ключевым индексам, оценивается качество деловой среды для развития частного предпринимательства по 189 странам мира.

Впечатляющий рост позиции Узбекистана за год со 103-го места на 87-е место в этом всемирно известном и очень престижном на мировом рынке капитала страновом рейтинге качества деловой среды свидетельствует о международном признании кардинальных изменений в проводимой экономической политике государства, а также о существенных качественных сдвигах в организации частного предпринимательства в нашей стране.

Более того, по итогам осуществленных в 2015 г. действенных реформ в области улучшения бизнес климата и, как следствие, значительного укрепления международной рейтинговой позиции, Узбекистан вошел в первую десятку стран мира, достигших наилучших показателей. Следует признать, что этот показатель является результатом последовательно проводимых реформ согласно Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, разработанной Президентом Исламом Каримовым.

Малый бизнес в приоритете реформ

В последние годы в Республике Узбекистан делался акцент на такие драйверы экономического роста, как развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, улучшение бизнес-среды и инвестиционного климата, расширение спроса и укрепление платежеспособности внутренних потребителей, реализация важнейших проектов модернизации, технико-технологического обновления отраслей и предприятий реального сектора экономики, инициирование крупных инфраструктурных проектов.

Внимательное ознакомление с положениями и выводами доклада Президента страны на расширенном заседании правительства 15 января наводит на мысль, что развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане имеет не только чисто экономическое содержание - оно также несет собою значительную социальную нагрузку. По итогам 2015 г. доля малого бизнеса и частного предпринимательства достигла 56,7% объема ВВП страны. На данный сектор экономики приходится треть объема промышленного производства, 98% сельскохозяйственной продукции, более 25% экспорта товаров и услуг. Вместе с тем на фоне этих чисто экономических показателей мы должным образом обязаны оценить его социальную значимость - 77% занятого населения трудится в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства.

Исследования показывают, что нынешняя волна мирового экономического кризиса особенно остро ощущается в секторе малого бизнеса и в сфере занятости, где в ряде стран Европы, таких, как Греция, Испания, Португалия, именно молодежь страдает от нехватки рабочих мест. На фоне такой напряженной ситуации в недавно весьма благоприятных европейских странах создание в 2015 г. в Узбекистане 980 тыс. рабочих мест, 60% из которых - в сельской местности, является убедительным подтверждением социальной ориентированности «узбекской модели» экономического роста.

Инвестиционный сектор: будущее закладывается сегодня

В предыдущие годы руководство республики акцентировало свое внимание на модернизации производственного сектора, укреплении банковской сферы в качестве основного института кредитования крупных проектов экономического роста. Прошедший год стал своего рода промежуточным итогом проводимой инвестиционной политики, создания модернизированного производственного сектора, дальнейшего усиления промышленности в целях максимального импортозамещения и укрепления экспортного потенциала страны.

Оценки ЮНКТАД, изложенные в Докладе о мировых инвестициях, опубликованном еще летом 2015 г., показывают высокую турбулентность на рынке движения глобального частного капитала. Например, в 2014 г. наблюдалось резкое снижение глобального объема прямых иностранных инвестиций на уровне 16,3% по сравнению с предыдущим годом. Хотя в 2015 г. ожидалось существенное усиление движения мировых прямых инвестиций, все же последние события в странах Ближнего Востока отрицательно отразились на подобных прогнозах.

Несмотря на указанные выше неблагоприятные внешние условия, итоги реализации Инвестиционной программы Узбекистана в 2015 г. свидетельствуют о сохранении тенденции быстрого роста инвестиционных вложений в экономику страны. Так, в 2015 г. было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 млрд. долл., или с ростом по сравнению с 2014 г. на 9,5%. Следует обратить внимание на то, что 21%, или 3,3 млрд. долл., вложенных в экономику инвестиций, - это зарубежные инвестиции, из которых 73% - прямые иностранные инвестиции в самые передовые производственные и инновационные проекты.

Результатом активной инвестиционной деятельности в 2015 г. стали такие созданные дополнительные возможности, как модернизация Ташкентской ТЭС и Чарвакской ГЭС, Кунградского содового завода, расширение производства в АО «Самаркандкимё» и АО «Моторный завод». Наиболее наглядные результаты эффективного освоения иностранных инвестиций мы можем наблюдать на отечественном автомобильном рынке.

В частности, во всех уголках республики можно увидеть, как современные автомобили «GM Uzbekistan» стремительно вытесняют с рынка устаревшие модели достойно конкурируют с такими мировыми гигантами, как «Toyota», «Nissan» и «Hyundai», постепенно выходят на престижные сегменты рынка, где законодателями трендов являются производители всемирно известных моделей автомобилей, таких, как «Mercedes», «BMW», «Audi», и других.

Главной опорой развития инвестиционного сектора, важнейшим компонентом благоприятности инвестиционного климата в стране, а также эффективным звеном всей рыночной инфраструктуры Узбекистана продолжает оставаться надежный и стабильный банковский сектор. Совокупный капитал данного сектора сегодня достиг 7,8 трлн. сум. (курс ЦБ РУ на 09.03.2016, 1$= 2856.64 сум), уровень достаточности его капитала, составляя 24%, в 3 раза превышает международные нормы, а ликвидность - в 2 раза выше самых высоких международных индикаторных оценок.

Корпоративный сектор в фарватере инновационного развития

Известно, что мировая тенденция обеспечения условий для устойчивого роста экономики, базирующаяся на активном использовании интеллектуального потенциала, повышении эффективности вовлечения нематериальных ресурсов в производственный оборот, а также бережном использовании внутренних минерально-сырьевых ресурсов, предполагает значительное усиление роли финансовых рынков и институтов в развитии национальных экономик.

В этой связи принятие в первом полугодии 2015 г. солидного пакета законов, указов и постановлений Президента и правительства, направленных на дальнейшее совершенствование и развитие финансовых рынков и институтов, свидетельствует о новом акценте руководства республики в обеспечении условий для достижения высоких темпов развития национальной экономики.

Принципиальным отличием нового этапа проводимых в стране экономических преобразований является то, что в фарватер экономического роста, модернизации и усиления конкурентоспособности экономики выводится корпоративный сектор. Предпринимаемые меры и создаваемые механизмы направлены на то, чтобы именно корпоративный сектор вышел на арену экономических преобразований в качестве главного драйвера привлечения как иностранных, так и внутренних инвестиций. Особый акцент при этом делается как на внедрении лучших зарубежных, так и на разработке собственных передовых высокопроизводительных и инновационных технологий, позволяющих осваивать выпуск самых лучших образцов производственного оборудования и техники во всех сферах их применения.

Возрастание роли корпоративного сектора в качестве основного драйвера экономического роста подтверждается всем ходом развития мировой экономики. По оценкам экспертов, сегодня ТНК, представляющие глобальный корпоративный сектор, контролируют более 70% глобальных инноваций, около 80% прямых иностранных инвестиций на развивающихся рынках, свыше 50% глобальной торговли. Например, основные глобальные инновации в сфере информационно-коммуникационных технологий в мире приходятся на долю компаний, работающих под брендами «Apple», «Samsung» и «Microsoft», автомобилестроения - «Toyota», «Nissan» и «Hyundai», банковскоинвестиционных услуг - «HSBC», «Morgan Stanley Bank», «Citibank» консультационных и рейтинговых услуг - «Standard and Poor’s», «Moody’s», «Fitch Ratings» и т. д.

В настоящее время обеспечение технологической самодостаточности и безопасности экономики, преодоление технологической отсталости отдельных ключевых отраслей и предприятий является задачей государственной важности. Несмотря на высокую мобильность сектора малого бизнеса в условиях резко возросшей за последние десятилетия конкуренции, он все же не в состоянии обеспечить разработку и внедрение современных инновационных технологий во многих отраслях экономики.

Принимая во внимание передовой международный опыт и накопленные в мировой экономике тенденции, руководство Узбекистана рассматривает корпоративный сектор, внедрение современных форм и методов корпоративного управления в акционерных обществах, создание реальных условий и механизмов активизации фондового рынка, обеспечение действенных стимулов и мотиваций для привлечения свободных средств предприятий и населения в инвестиционный оборот в качестве основных приоритетов инновационного развития национальной экономики.

2016 год: дан старт технологическому прорыву

Учитывая остроту и уникальность ситуации на мировом рынке инвестиционных ресурсов, органы государственного и отраслевого управления, а также экономические министерства республики реализуют кардинальные изменения в инвестиционной политике, перенаправив ее вектор на обеспечение лучшего делового климата для малого бизнеса и частного предпринимательства, а также инновационного прорыва в реальном секторе экономики Узбекистана.

В докладе Президента Ислама Каримова глубоко проанализированы важнейшие приоритеты программы экономического развития страны в 2016 г. и, по сути, дан старт технологическому прорыву в экономике. Нет сомнения, что каждый указанный главой государства приоритет развития является предметом для отдельного научного исследования. В этой связи хотелось бы заострить внимание на идеях и выводах главы государства о необходимости скорейшего преодоления технологической зависимости и обеспечения технологической самодостаточности в ключевых отраслях промышленности.

В этом контексте нужно обратить внимание на то, что в 2016 г. намечена реализация 164 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью более 5 млрд. долл., а общий объем инвестиций на модернизацию и структурные преобразования составит 17,3 млрд. долл. Надо отметить, что указанные проекты позволят стране заложить основу, прежде всего для технологического прорыва в ключевых отраслях экономики, обеспечивая широкие возможности для малого бизнеса и частного предпринимательства в рамках участия в создаваемых инновационных региональных и отраслевых промышленных кластерах.

Исходя из глубокого анализа тенденций развития мировой экономики, реальной оценки наших ресурсов и возможностей, главой государства стратегическая перспектива для страны - не менее чем в 2 раза увеличить к 2030 г. объем валового внутреннего продукта. Прежде всего, ставится задача увеличить долю промышленности с 33,5% в 2015 г. до 40% в 2030 г. Данная стратегическая задача свидетельствует о стремлении руководства республики в ближайшие годы полностью обеспечить технологическую самодостаточность экономики и преодолеть ее зависимость от зарубежных технологий, прежде всего в ключевых, структурообразующих отраслях экономики. Страна, обеспечивающая на протяжении более 10 лет устойчивый экономический рост вопреки продолжающемуся мировому финансово-экономическому кризису, вправе ставить перед собой такие грандиозные и амбиционные задачи.

В Узбекистане имеется богатый опыт радикальной переориентации национальной экономики. Например, на заре обретения государственной независимости проведение глубоко продуманной структурной политики позволило в кратчайшие сроки обеспечить сначала продовольственную, а затем и энергетическую независимость молодого государства. Высокая эффективность оптимизации отраслевой структуры экономики в сочетании со сбалансированным социально-экономическим развитием регионов позволили обеспечить высокие по мировым меркам темпы экономического роста, макроэкономическую устойчивость и финансовую стабильность хозяйственной системы.

В настоящее время республика располагает богатым опытом создания конкурентоспособных отраслей и предприятий с участием известных ТНК, таких, как автомобилестроение, текстильная отрасль, фармацевтика, газонефтедобыча и переработка, телекоммуникации, электроника и т. д. Вместе с тем сегодня речь идет о создании качественно новых драйверов экономического роста, формирование которых будет способствовать обеспечению макроэкономической устойчивости всей национальной экономики в условиях турбулентности на мировых рынках товаров, финансов и технологий. Только такие технологии и их носители в форме высоко интегрированных корпоративных бизнес-структур могут обеспечить качественно новый уровень производительности труда, освоить выпуск наукоемкой экспортной продукции, обладающей высокой добавленной стоимостью и способны поддержать соответствующий уровень конкурентоспособности выпускаемых ими товаров и услуг.

Решение данной проблемы кроется не только в своевременной разработке, но и в качественной реализации огромного потенциала прорывной структурной, т. е. промышленной политики, акцентированной, прежде всего на умелом использовании передовой зарубежной техники и новейших технологий, позволяющих не только выпускать конкурентоспособную экспортную продукцию, но и закладывать прочную базу для создания собственных пионерных технологий по производству средств производства.

Таким образом, 2016 г. станет началом нового этапа качественного роста экономики, прежде всего вывода ее на новые технологические рельсы, ориентированные на разработку и ускоренное внедрение собственных инновационных технологических решений, обеспечение технологической самодостаточности экономики.

(Источник: газета «Деловой партнер.uz»)

Международное сотрудничество

Узбекистан – Индия: Укреплять партнерство в фарминдустрии

В Ташкенте состоялись узбекско-индийский бизнес-форум и кооперационная биржа представителей фармацевтической промышленности двух стран, организованные Торгово-промышленной палатой Узбекистана.

В мероприятии приняли участие представители ТПП, Министерства здравоохранения, АК «Узфармсаноат», Совета по продвижению экспорта фармацевтической продукции Индии (Pharmexcil), главы компаний-производителей фармацевтического и медицинского оборудования, а также отечественные предприниматели.

В ходе бизнес-форума, в частности, было отмечено, что в Узбекистане в связи с динамичным развитием фармацевтической отрасли, чему способствовала реализация ряда государственных программ, направленных на охрану здоровья населения, обеспечение граждан качественными лекарственными средствами, благоприятная деловая среда, льготы и преференции, предоставленные отечественным фармацевтическим предприятиям, ныне действует свыше ста предприятий, выпускающих лекарственные средства и предметы медицинского назначения. Многие из них внедрили в производство международные системы управления качеством, наладили экспорт в зарубежные страны.

Также был приведен тот факт, что международными экспертами особо отмечаются десятки оригинальных лекарственных средств, разработанных узбекскими учеными на базе местного растительного сырья и не имеющих аналогов в мире, что свидетельствует о потенциале нашей страны для дальнейшего расширения экспорта медикаментов.

Отечественные специалисты подробно ознакомили членов индийской делегации с инвестиционным климатом в нашей стране, отметив, что права и интересы иностранных инвесторов в Узбекистане обеспечиваются на законодательном уровне. В рамках этих документов для них предоставляется ряд льгот и преференций, открывающий широкий простор для создания и развития в Узбекистане производственных мощностей.

В ходе бизнес-форума также отмечалось, что на сегодняшний день налажено сотрудничество производителей фармпродукции Узбекистана с ведущими компаниями Германии, России, Индии, Китая, Республики Корея, Польши, Болгарии, Чехии и других стран. И в рамках этого взаимодействия запланирована реализация инвестиционных проектов по организации новых производственных мощностей.

В свою очередь индийская сторона ознакомила участников форума с деятельностью «Pharmexcil», представляющего Индию в сфере фармацевтической промышленности и здравоохранения на мировой арене.

Участники мероприятия выразили мнения, что оно станет серьезным подспорьем для развития партнерских отношений, в частности, в организации совместных производств, расширении ассортимента лекарственных средств, выпускаемых при участии специалистов двух стран.

(Источник: газета «Народное слово»)

Подписано узбекско-финское соглашение

8 марта 2016 года в г.Хельсинки в рамках визита делегации Узбекистана в Финляндию состоялась церемония подписания Протокола о внесении изменений в Соглашение между Республикой Узбекистан и Финляндской Республикой об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход от 9 апреля 1998 года.

Документ подписали председатель Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Ботир Парпиев и министр иностранных дел Финляндской Республики Тимо Сойни.

Протоколом в Соглашение вносятся новые положения, соответствующие международным стандартам налоговой прозрачности.

(Источник: Пресс-служба МИД Республики Узбекистан)

Общество

Трудоустройство и соцзащита. Кто будет решать эти вопросы?

С выходом Указа Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы социальной поддержки и медико-социальной помощи уязвимым слоям населения» произошли изменения в работе трех министерств: труда и социальной защиты населения, здравоохранения и финансов. Что от этого выигрывает рядовой гражданин – потенциальный пользователь государственных услуг, предоставляемых этими органами? Разобраться в этом корреспонденту Uzbekistan Today помог начальник информационной службы Министерства труда Сардорбек Абдукундузов.«Одно окно»

Теперь государственные услуги по медико-социальной помощи инвалидам, ветеранам войны, одиноким престарелым и другим уязвимым слоям населения, организации профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями и развитию инклюзивного профессионального образования будут оказываться по принципу «одно окно».

Это стало возможным после преобразования Министерства труда и социальной защиты населения в Министерство труда и передачи части функций Министерству здравоохранения. В ведение Министерства здравоохранения перешли все организации, задействованные в социальном обслуживании населения.

На сегодняшний день около 16,8 тыс. одиноких престарелых, пенсионеров и инвалидов взяты на учет и получают помощь. Из них около 15 тыс. одиноких пользуются помощью социальных работников.  Пакет этих услуг включает сопровождение в магазин, аптеку, поликлинику, на рынок, влажную уборку квартиры и другую помощь по дому.  4,2 тыс. одиноких ежемесячно бесплатно обеспечиваются набором продуктов питания.

670 одиноких престарелых, пенсионеров и инвалидов проживают в домах-интернатах «Саховат», более 6,8 тыс. инвалидов, в том числе дети-инвалиды, живут в домах-интернатах «Мурувват». Этим гражданам предоставляется возможность бесплатно отдохнуть в санаториях и домах отдыха системы социальной защиты. В 2015 году этим правом воспользовались 1569 одиноких людей.

Другим важным направлением стало оздоровление ветеранов войны и трудового фронта 1941–1945 годов, создание благоприятных условий для укрепления здоровья за счет повышения уровня и качества медицинского и санаторно-оздоровительного обслуживания. В 2015 году около 12 тыс. ветеранов воспользовались бесплатными путевками. 

В центре внимания и оказание помощи инвалидам. В 2015 году в центрах реабилитации и протезирования инвалидов были обслужены более 19,2 тыс. человек. Кроме того, 7115 – обеспечены техническими средствами реабилитации: инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, костылями, тростями, 2,3 тыс. человек воспользовались услугами 124 пунктов проката технических средств реабилитации.

Социальные пособия

До преобразований Министерство труда и социальной защиты населения занималось мониторингом назначения и выплат социальных пособий и материальной помощи нуждающимся семьям и гражданам. Теперь эти функции входят в компетенцию Министерства финансов, так как оно, собственно говоря, и осуществляло финансирование всех выплат.

В 2015 году 6 тыс. малообеспеченных семей получали пособия по уходу за ребенком, 600 тыс. семей – единые пособия при рождении ребенка.

По старой памяти в Министерство труда и социальной защиты поступали вопросы о начислении и выплате пенсий. Пользуясь случаем, специалисты министерства напоминают, что эти вопросы находятся в компетенции внебюджетного Пенсионного фонда, который уже с 2010 года находится в ведении Министерства финансов.

Проблемы занятости

После всех преобразований Министерство труда полностью сконцентрируется на решении вопросов трудовой занятости населения. 

Стоит отметить, что и ранее Министерство труда и социальной защиты населения справлялось с решением этих вопросов. Так, например, в прошлом году в стране было создано более

990,4 тыс. рабочих мест вместо запланированных 987,5 тыс. В рамках целевых программ их создано более 265 тыс. Особое внимание уделялось трудоустройству выпускников профессиональных колледжей. Во всех регионах страны были проведены Дни открытых дверей для организации собственного бизнеса. На сегодняшний день трудоустроено более 95% выпускников 2014/2015 учебного года. Совершенствовались охрана труда, соблюдение правил безопасности и прочих нормативов. Не менее важным направлением деятельности министерства стало обеспечение трудоустройства граждан за рубежом в правовом поле.

Вместе с тем было немало вопросов, требующих решения, которые после обновления, по мнению специалистов, будут решаться более успешно. Перед ведомством поставлено несколько задач. Оно должно заниматься разработкой предложений по совершенствованию законодательства в области труда и занятости населения, подготовкой и реализацией эффективных мероприятий по развитию и регулированию рынка труда, обеспечением занятости населения. Ведомство будет контролировать соблюдение требований законодательства в области правовой защиты трудящихся, охраны и экспертизы труда, а также реализовывать меры по совершенствованию трудовых отношений, механизмов материального стимулирования. В регионах министерство будут представлять областные управления и районные центры занятости.

Для обеспечения качественного выполнения поставленных задач в структуре центрального аппарата организованы управления.

Управление анализа рынка труда, формирования и мониторинга программ занятости будет внедрять прогрессивные формы трудоустройства с учетом демографических факторов, перспектив развития экономики. При этом на системной основе будет анализироваться уровень занятости населения в разрезе регионов с учетом пола и возраста граждан. Это позволит более детально изучить потребности в рабочих местах. Также управление будет координировать разработку ежегодных программ создания новых рабочих мест с последующим мониторингом их реализации.

Перед управлением организации трудоустройства и переобучения незанятого населения поставлена задача организовать для незанятого населения, в первую очередь молодежи, женщин и инвалидов эффективную систему по профессиональному обучению и переподготовке, содействию в трудоустройстве.

Расширены функции управления методологии оплаты труда путем создания на его базе управления трудовых стандартов, методологии оплаты труда. Сохранено управление охраны и экспертизы условий труда.

Создан сектор по работе с Международной организацией труда и международными организациями. Это позволит поднять на более качественный уровень работу с зарубежными партнерами.

Будут изменены функции и логистика районных (городских) центров содействия занятости. В частности, спектр услуг инспекторов районных подразделений в сфере занятости (несмотря на сокращение, в республике их теперь 489 единиц – было 1327) будет расширен путем оказания отдельных услуг по трудоустройству и содействию занятости в конкретно закрепленных за ними органах самоуправления граждан. Если ранее один инспектор обслуживал

8–9 махаллей, то теперь будет работать в среднем с 20 органами местного самоуправления. Для достижения поставленных целей новая функциональная схема районных (городских) центров содействия занятости предполагает переход на современные принципы работы с населением, в том числе через построение индивидуальных планов трудоустройства и профессионализации лиц, нуждающихся в нем.

(Источник: газета «Uzbekistan Today») 
 
EN AF RU
Конференции