right
Visitors
Сейчас 646 гостей онлайн

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ УЗБЕКИСТАНА № 50  10 марта 2016г.     

ЭКОНОМИКА

В феврале объем сделок на УзРТСБ составил 913,8 млрд. сумов

В феврале объем реализации товаров на торговых платформах Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи (УзРТСБ) составил 913,8 млрд. сумов (курс ЦБ РУ на 10.03.2016, 1$= 2856.64 сум), что почти на 40% превышает аналогичный показатель февраля 2015 года. При этом объем биржевых торгов вырос на 41%, ярмарочных торгов – 39%, государственных закупок – 17% и корпоративных закупок – 23%.

Участники биржевых торгов продемонстрировали наибольшую активность в прошедшем месяце. Объем биржевых торгов в сравнении с прошлым годом вырос с 507,3 млрд. сумов до 717,8 млрд. сумов. Совокупная доля лидеров продаж – строительных материалов и продовольственных товаров снизилась с 51% до 43%, что обусловлено ростом продаж и долевого участия других товарных сегментов. В частности на фоне роста продаж кормов для животноводства, их доля на рынке увеличилась с 8% до 12%. Кроме того, объем реализации полиэтиленовых гранул увеличился на 75%, что способствовало росту их удельного веса до 11%. На валютной торговой площадке реализован полиэтилен, доля которого достигла 80% и цветные металлы – 20%. Совокупная сумма экспортных продаж превысила 5,0 млн. долл. США.

Наряду с этим, наблюдался рост объема торгов с участием субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. В частности, ими закуплено сырья и материалов на 460,2 млрд. сумов, с ростом относительного февраля 2015 года на 28%. Они также реализовали продукцию собственного производства на 204,5 млрд. сумов, что на 27% превышает аналогичный показатель прошлого года.

Не менее высокие показатели роста зафиксированы и в системе ярмарочных торгов, объем которых вырос на 39% и составил 128,9 млрд. сумов. Доля малого бизнеса в общем объеме совершенных ярмарочных сделок достигла 86%. При этом, крупнейшие сделки заключены по реализации продукции химической промышленности, доля которых достигла 25% и строительных материалов – 12%.

Сумма сделок, заключенных по государственным закупкам («D-xarid») по сравнению с прошлым годом выросла на 4,6 млрд. сумов и составила 31,3 млрд. сумов, а экономия бюджетных средств превысила 7,6 млрд. сумов. Удельный вес субъектов малого бизнеса в поставке товаров по государственным закупкам составила 98% от количества состоявшихся сделок и 97% от их объема. За отчетный период в системе «электронный каталог» по государственным закупкам заключено сделок на 2,5 млрд. сумов.

Аналогичная картина сложилась и в системе корпоративных закупок («E-xarid»), объем которых вырос с 27,1 млрд. сумов до 33,4 млрд. сумов. Доля субъектов малого бизнеса в поставке товаров по корпоративным закупкам составила 97% от количества состоявшихся сделок и 94% от их объема. В ходе аукционных торгов по каждой заявке в среднем поступило 17 встречных предложений, что свидетельствует о повышении конкуренции среди поставщиков.

(Источник: UzReport.uz)

локализация

Важные факторы роста узбекской экономики

Среди важнейших факторов стабильного экономического роста Узбекистана многие эксперты отмечают то, что с первых лет независимого развития в республике разработали и приступили к реализации курса на диверсификацию и повышение конкурентоспособности отечественной экономики на основе модернизации, масштабного внедрения современных технологий и оборудования.

И одними из приоритетных направлений в этой работе были обозначены локализация производства и расширение межотраслевой промышленной кооперации.

Как было отмечено на состоявшейся в Министерстве экономики пресс-конференции, локализация производства является одним из важных направлений вовлечения внутренних резервов и возможностей дальнейшего укрепления промышленного потенциала страны за счет более глубокой переработки отечественных сырьевых ресурсов и расширения на этой основе объемов и номенклатуры производимой в республике продукции с высокой добавленной стоимостью. При этом можно отметить, что благодаря углублению локализации решается еще одна задача, которая на сегодняшний день обрела особую актуальность для некоторых стран. Речь идет о том, что максимальное использование внутренних ресурсов и возможностей для сбалансированного развития реального сектора экономики и освоения выпуска импортозамещающей и экспортоориентированной продукции снижает зависимость от внешних факторов, в частности, кризисных явлений в мировой экономике и неблагоприятной ситуации на внешних рынках.

Это еще раз подтверждает опыт Узбекистана, экономика которого демонстрирует стабильный рост даже в условиях продолжающегося глобального кризиса.

К примеру, инициированные руководством республики программы локализации производства на системной основе реализуются в Узбекистане на протяжении уже более 15 лет, и с 2000 г. за счет этих проектов производство импортозамещающей продукции возросло более чем в 220 раз.

Если обратиться к итогам 2015 г., то по 696 проектам объем производства локализованной продукции составил четыре триллиона сумов (курс ЦБ РУ на 10.03.2016, 1$= 2856.64 сум), увеличившись за год в 1,3 раза, а расчетный эффект импортозамещения превысил 1,5 млрд. долл.

В течение прошлого года освоено производство свыше 820 новых видов промышленной продукции. Среди них сложное нефтехимическое и шахтное оборудование, высоковольтные трансформаторные подстанции, запасные части и узлы компрессорных агрегатов, жидкости для гидравлического оборудования, светодиодные светильники, композитные материалы, спортивные тренажеры и множество других видов продукции, востребованной не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

При этом важное значение уделяется тому, что локализованные отечественными предприятиями товары должны стать значительно доступнее в цене, чем импортируемые аналоги. Это позволяет стимулировать внутренний спрос и наполнить отечественный рынок качественной продукцией собственного производства, которая, как показывает практика, по многим позициям заметно потеснила, а в чем-то и полностью вытеснила импорт.

Поданным, приведенным на мероприятии в Министерстве экономики, за счет локализации производства за последние два года полностью прекращен импорт по 97 товарным группам, включая шахтные вагонетки, вакуумные насосы, поковки, башенные краны, сварочные электроды, отдельные виды огнеупоров и кислотоупорных материалов, стеновые материалы, сэндвичпанели, ковролан, синтетический искусственный газон, аудиосистемы для автомобилей, стеклянные банки, бутылки, крахмал, хлебопекарные дрожжи и другое. Еще по 306 позициям импорт сокращен более чем в два раза. Среди этих позиций телевизоры, кондиционеры, холодильники и морозильники, пылесосы, бытовые светильники, автомобильные фильтры и радиаторы, цельнометаллические баллоны, спирально-шовные и прямо-шовные стальные трубы, медные трубы, керамическая плитка, линолеум, отдельные виды тканей из синтетических волокон, медицинские ампулы, полиграфические краски, детские игрушки, спортивный инвентарь и т. д.

Также следует отметить, что проекты Программы локализации реализуются по принципу последовательного углубления уровня локализации. Так, если до 2014 г. производство жидкокристаллических телевизоров осуществлялось на основе крупноблочной сборки с уровнем локализации до 35%, то в 2015 г. в результате освоения производства интегральной печатной платы, корпусных и комплектующих деталей, проводов, пультов дистанционного управления и других компонентов он доведен до 40%. Данный процесс продолжается, и уже к следующему году за счет освоения на отечественных мощностях производства жидкокристаллической панели приблизится к 50%.

Важным результатом локализации производства и развития промышленной кооперации является то, что ведущие отрасли экономики год за годом увеличивают долю местных закупок. Только в 2015 г. за счет реализации этого обеспечено сокращение импорта для производственной деятельности предприятий базовых отраслей на 9,5%, или на 444,6 млн. долл.

Большую роль в успешной реализации программы локализации играет привлечение иностранных инвесторов и создание совместных предприятий с ведущими мировыми технологическими лидерами. Это такие предприятия, как завод по производству большегрузных автомобилей в Самаркандской области с компанией «MAN», предприятия по выпуску сельскохозяйственной техники с компаниями «CLAAS» и «Lemken», электробытовой техники с компаниями «Toshiba», «Candy», «LG», «Samsung» и «ZTE».

Стимулированию внутреннего спроса, развитию внутриотраслевой и межотраслевой промышленной кооперации также способствует создание преференциального режима в контрактной системе при размещении заказов на приобретение отечественной продукции в рамках ежегодно проводимой по инициативе главы государства Международной промышленной ярмарки и Кооперационной биржи. Так, в ходе проведенной в 2015 г. МПЯКБ заключено более 13,3 тыс. договоров на поставку в текущем году продукции на общую сумму 11,9 трлн. сум., что на 38%  превышает показатели предыдущей ярмарки. Из них свыше 2,1 трлн. сум. пришлось на контракты на приобретение ранее импортированной продукции, что, согласно расчетам, обеспечит сокращение в 2016 г. импорта отраслей промышленности для основного производства на 637,5 млн. долл.

Внимание участников пресс-конференции было обращено и на то, что в последние годы наряду с насыщением отечественными товарами внутреннего рынка стала заметно ощущаться тенденция расширения объемов и номенклатуры поставок локализованной продукции на внешние рынки. Только за 2015 г. налажен экспорт 52 новых видов на сумму 25,1 млн. долл. Это одно и двухкамерные стиральные машины, промышленные энергосберегающие светодиодные лампы, трубки из медицинского стекла, профили фасонные из вулканизированной резины, косметические средства и другие.

Говоря о перспективах локализации производства и развития промышленной кооперации, организаторы сообщили о том, что Министерством экономики совместно с другими заинтересованными органами на системной основе разрабатывается перечень пользующихся стабильным спросом в республике и за рубежом товаров, который публикуется на сайте министерства (www.mineconomy.uz/local). Отечественным предприятиям, готовым инвестировать в производство, рекомендуется изучить вышеуказанный перечень и наладить производство рекомендованной к освоению востребованной импортозамещающей продукции. При этом было подчеркнуто, что для предприятий, осваивающих производство локализованной продукции, установлены льготы по освобождению от уплаты таможенных платежей, единого налогового платежа, налога на прибыль и налога на имущество.

Что касается среднесрочной и долгосрочной перспективы, то Программа локализации производства и расширения межотраслевой промышленной кооперации будет оставаться важнейшим инструментом реализации промышленной политики по максимально эффективному задействованию потенциала отраслей экономики для последовательной организации переработки сырья в востребованную на мировом рынке продукцию по трех-четырех стадийной схеме: базовое сырье — первичная переработка (полуфабрикаты) — готовые материалы для промышленного производства — готовая продукция для конечного потребления.

(Источник: газета «Деловой партнер.uz»)

Общество

Создавая динамичное медиапространство

Медиасфера Узбекистана постоянно развивается и совершенствуется, в ней, как и в других сферах, осуществляются глубокие и поэтапные реформы. Программой действий, определившей приоритеты в этой области, стала Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, в соответствии с которой приняты и разрабатываются важнейшие правовые документы в этой сфере. Благодаря концепции экспертное сообщество находит новые возможности для совершенствования медиасферы.  

Большую роль в развитии негосударственных электронных средств массовой информации нашей страны играет созданная 12 лет назад Национальная ассоциация электронных СМИ Узбекистана. Ее членами на сегодняшний день являются более 80 негосударственных телерадиостанций и студий кабельного телевидения. С первых  лет своего существования  НАЭСМИ решает задачи по активному участию членов ассоциации в успешном продвижении реформ и модернизации страны, построении сильного гражданского общества, а также развитии цивилизованного, конкурентоспособного и динамичного медиарынка в республике.

Ассоциация осуществляет материально-техническую и правовую поддержку негосударственных телерадиовещателей Узбекистана.

Налажены долгосрочные контакты с международными партнерами для их участия в медиапроектах, образовательных программах, содействия в организации семинаров-тренингов для журналистов. Привлекаются авторитетные зарубежные специалисты для повышения профессионального уровня отечественных журналистов и улучшения качества выпускаемого медиаконтента.

Одной из основных целей деятельности ассоциации является обеспечение экономической независимости ее членов для усиления  динамики показателей медиасферы.  Принимая активное участие в процессах реформирования отечественных СМИ, она в то же время проводит различные мероприятия, направленные на повышение социальной активности институтов гражданского общества. В частности, заслуживает внимания тот факт, что представители негосударственных электронных СМИ принимают участие в разработке всех нормативных и законодательных документов, касающихся деятельности массмедиа.

Это отмечалось на рабочей конференции членов НАЭСМИ, состоявшейся в Ташкенте, в которой приняли участие руководители и представители негосударственных телерадиовещателей, студий кабельного телевидения.

Подробно и критично рассмотрены итоги работы в 2015 году, когда была проделана объемная работа, реализованы совместные проекты с национальными и зарубежными партнерами, проведены интересные мероприятия, вызвавшие большой резонанс отечественной и международной общественности. 

В форме живого диалога участники конференции обсудили программу мероприятий НАЭСМИ, запланированных на нынешний год, состоялись презентации 22 крупных проектов, которые должны быть реализованы.

Особый интерес вызвали те, что посвящены 25-летию независимости нашей страны. Так, в середине августа намечено проведение в Самарканде медиадней, в рамках которых состоятся традиционный фестиваль «Озод юрт тулкинлари» и международный семинар «Повышение роли негосударственных электронных СМИ в процессе демократизации и модернизации страны: опыт Узбекистана». В ходе этих мероприятий состоится ознакомление международной общественности с тем, как развиваются отечественные негосударственные электронные массмедиа, обмен опытом между национальными и международными экспертами, выработка рекомендаций  по дальнейшему совершенствованию независимых электронных СМИ в Узбекистане.

Юбилею независимости будет посвящен уникальный проект, в рамках  которого ассоциация планирует создать серию креативных телеочерков, фильмов, роликов, репортажей о самобытности Узбекистана, его богатом культурно-историческом наследии и современном облике глазами зарубежных творческих групп. Их творческие маршруты наряду с историческими памятниками охватят и живописную природу республики, ее современные архитектурные сооружения. 

Благодаря этому проекту будут установлены плодотворные творческие связи с всемирно известными зарубежными медиакомпаниями и журналистами для ознакомления с исторической самобытностью и современным обликом страны, а также налажено сотрудничество в сфере изготовления и обмена качественным медиаконтентом.

В честь 25-летия независимости пройдет масштабный телевизионный конкурс песен «Менингюртим – менингфакрим!» Его финальные аккорды прозвучат накануне Дня независимости республики. 

Ассоциация окажет содействие негосударственным телерадиовещателям, финансируя медиапроекты по освещению задач, определенных в Государственной программе «Год здоровой матери и ребенка». Будут подготовлены и выйдут в эфир специальные теле-, радиопередачи, на конкретных примерах раскрывающие суть реализуемых в Узбекистане мер по охране семьи, материнства и детства, защите интересов женщин, повышению их роли в воспитании здорового ребенка. Важное место в этой работе займут передачи и программы, показывающие, как осуществляется общественный контроль за своевременным и качественным исполнением вышеуказанной Государственной программы. Благодаря этим проектам широкая общественность, в том числе и за рубежом, будет проинформирована о выполнении задач Года здоровой матери и ребенка.   

На конференции отмечалось, что качество медиаконтента в регионах оставляет желать лучшего. Поэтому ассоциация намерена оказать помощь региональным телестанциям по оперативному и достоверному информированию о событиях, происходящих в столице нашей страны, ее регионах и в мире, системному освещению мероприятий, проводимых государственными органами власти и управления на местах, подготовке телепередач в сфере политики, экономики и на другие актуальные темы.

Эту цель намечено достичь посредством организации работы Информационного центра НАЭСМИ и создания 13 корреспондентских пунктов в регионах, подготовки информационно-аналитической, молодежно-ориентированной новостной передачи «Uzbekistanonline», а также путем установления партнерских отношений с зарубежными СМИ и информационными агентствами. Планируется подготовить 3960 информационных программ «Uzbekistanonline», в которой будут размещены 7920 единиц новостной медиапродукции по экономическим, общественно-политическим, культурным, спортивным и другим темам.

В нынешнем году ассоциация окажет содействие негосударственным телестанциям и студиям кабельного телевидения в реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой  по техническому и технологическому переходу на цифровое вещание в Узбекистане.  Будут модернизированы негосударственные телестудии и сети кабельного телевидения членов НАЭСМИ с учетом использования единого сигнала цифрового телевидения.

Актуальным представляется медиапроект НАЭСМИ по усилению роли региональных теле-, радиостанций в конструктивном диалоге между государством и обществом. В его рамках для выражения взглядов и настроений людей, обеспечения плюрализма мнений планируется создать мобильные открытые дискуссионные площадки с привлечением ведущих национальных и международных экспертов, специалистов, которым немаловажна дальнейшая судьба развития информационной сферы, радеющих душой за будущее медиапространства, готовых творить во благо дальнейшего развития.

Будет продолжено изготовление социально значимой медиапродукции – этот успешный проект стартовал еще в марте 2014 года. Социальные теле-, радиоролики, направленные на формирование у молодежи здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками, пропаганду содержательного досуга, развитие спорта, очень популярны среди отечественной аудитории. В 2016 году планируется подготовить 275 социальных роликов, которые будут транслироваться на негосударственных телестанциях и студиях кабельного телевидения более 170 тыс. раз и на радиостанциях – свыше 100 тыс. раз. Также будет создано 50 роликов по освещению выполнения Государственной программы «Год здоровой матери и ребенка» с организацией их трансляции не менее 5 тыс. раз. 

В творческих планах НАЭСМИ не забыты и самые маленькие зрители. Для них посредством организации работы детских студий планируется еженедельный выход в эфир телепрограмм «5 на 5», «Эркатойлар», «Чака-чум», проведение детского телемарафона и социальных акций дл ребятишек, приуроченных к календарным датам. Эта важная работа будет осуществляться совместно с представительством ЮНИСЕФ в Узбекистане.

Выступавшие подчеркивали, что в век глобализации необходимо постоянно повышать уровень профессиональной квалификации. Важным представляется постоянно стремиться к знаниям, поиску нового, твердо идти вперед, поставив перед собой конкретные цели, используя опыт стран, которые многого достигли в информационной сфере. Эти цели преследует образовательный проект ассоциации, нацеленный на систематическое повышение профессионального мастерства молодых журналистов и других работников негосударственных СМИ, освоение передовых информационно-коммуникационных технологий, достижений мировой журналистики путем проведения различных образовательных мероприятий, организации медиалагерей, вебинаров с участием экспертов и тренеров международного уровня. В нынешнем году планируется провести более 40 семинаров и мастер-классов с привлечением авторитетных зарубежных специалистов.

Некоторые из них уже состоялись в феврале нынешнего года. В частности, прошел мастер–класс под руководством российского тренера профессора Андрея Зыбкина на тему «Повышение экономической самостоятельности негосударственных теле- и радиоканалов в Узбекистане». Состоялись также семинары-тренинги под руководством КристианаВенцеля, где рассмотрены инновационные методы создания креативного медиаматериала для молодежного контента и под руководством немецкого тренера Рене Фалькнера на тему «Основные аспекты подготовки молодежно-ориентированной медиапродукции с применением международных стандартов».

При обсуждении финансовых вопросов было подчеркнуто, что 90% средств для финансирования медиапроектов ассоциация находит за счет продажи своих медиапродуктов. Солидную помощь оказывает также Парламентская комиссия по управлению средствами Общественного фонда при ОлийМажлисе Республики Узбекистан.  

– Конференция НАЭСМИ прошла очень живо и интересно, обсуждены многие актуальные вопросы и проблемы, – отметил директор телестанции «Джизак ТВ» БахтиерЭшанкулов. – Очень важно, что определены четкие механизмы поддержки членов ассоциации в материально-техническом и образовательном направлениях. Например, в связи с переходом на цифровое вещание нам помогут провести модернизацию студий, чтобы техническая база соответствовала новым требованиям. 

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)

Театр

Спектакль «Томирис»: Хорошо забытое старое

После реконструкции здания Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои у творческого коллектива появилась возможность осуществить давнюю мечту – полностью восстановить весь богатейший репертуар. В театре состоялась премьера обновленного спектакля Улугбека Мусаева «Томирис».

Впервые этот балет поставил на сцене ГАБТ народный артист Ибрагим Юсупов в 1984 году.

– Он был моим учителем. В этот спектакль вложил свою душу, поэтому я с удовольствием решил восстановить «Томирис», – говорит балетмейстер, заслуженный артист Узбекистана, народный артист Каракалпакстана Замир Нурымбетов. – Сократив некоторые сцены, сделал балет двухактным, сохранив всю хореографию. Он стал более динамичным и легким.

Действие балета переносит зрителей в VI век до н. э., когда племена саков, проживавших в Приаралье, воевали за свою свободу с ахеменидским царем Киром, названным «царем царей». Решающую роль в битве сыграла жена погибшего вождя Томирис, провозглашенная своим народом повелительницей. В постановке она предстает не только как отважная воительница, но и нежная, любящая мать, мудрая царица саков. На роль утонченной и в то же время мужественной Томирис утверждены заслуженные артистки Нозима Хасанова и Амина Бабаджанова.

– Мы подготовили два состава танцоров. Поэтому, придя на один и тот же спектакль несколько раз, зрители увидят разные не по содержанию, а по выражению и эмоциональной насыщенности постановки, – говорит Замир Нурымбетов.

Кардинальные изменения претерпели декорации и костюмы. Первые аккорды драматически насыщенной музыки Улугбека Мусаева и специальный занавес с изображением в центре лица Томирис вызвали аплодисменты зрителей. И это лишь начало. Стилизованные костюмы, декорации в некоторых сценах придали постановке новый облик. Вереница событий – предательство зажиточного сака Фрада, отказ царицы Томирис от короны Кира ради свободы своего народа, свадьба ее сына Спаргапы и его возлюбленной Райяды, ожесточенная борьба с персидскими войсками, отчаяние Томирис после смерти сына и долгожданная победа над «царем царей» держат зрителей в напряжении весь спектакль. 

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)
 
EN AF RU
Конференции