ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №252 Управление по связям с общественностью и СМИ МИД Республики Узбекистан 21 декабря 2018г.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №252

Управление по связям с общественностью и СМИ

МИД Республики Узбекистан

21 декабря 2018г.

ПРЕЗИДЕНТ

Справедливая и стимулирующая налоговая система будет способствовать развитию производственного и инвестиционного потенциала

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 20 декабря 2018 года состоялось видеоселекторное совещание по вопросам полного внедрения в практику новой концепции налоговой политики.

Прозрачная и справедливая налоговая система является одним из важнейших условий развития экономики. Однако наличие множества неточностей в действовавшем до сегодняшнего времени налоговом администрировании препятствовало развитию бизнеса, предпринимательства и инвестиционной сферы. Высокий уровень налоговых ставок работал против добросовестных налогоплательщиков.

К примеру, субъекты предпринимательства отчисляли в государственные целевые фонды 3,2 процента от объема товарооборота, независимо от того, какую прибыль получало предприятие. Это налоговое бремя составляло минимум 21 процент от доходов предприятия и мешало производству конкурентоспособной и экспортоориентированной продукции.

Для устранения подобных проблем, облегчения налогового бремени и развития подлинно рыночной экономики по инициативе главы государства была разработана Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан.

В концепции, принятой с привлечением экспертов Международного валютного фонда, Всемирного банка и других организаций на основе опыта развитых стран, предусмотрены обширные возможности для бизнеса и условия, делающие его ведение максимально удобным в соответствии с международными требованиями.

Так, со следующего года виды налогов сокращаются с 19 до 15. Ставка налога на прибыль юридических лиц снижена с 14 до 12 процентов, налога на прибыль в виде дивидендов и процентов – с 10 до 5 процентов.

Важно и то, что отныне налоговые ставки не будут резко меняться, как прежде, а будут более предсказуемыми. Это позволит инвесторам уверенно планировать долгосрочные бизнес-проекты.

В новой налоговой концепции отменяется и указанный выше порядок выплаты отчислений из товарооборота. В результате крупные предприятия смогут оставить в своем распоряжении более 5 триллионов сумов (курс ЦБ РУ на 21.12.2018, 1$= 8 312.64 сум).

Благодаря этим и другим послаблениям Международный валютный фонд признал реформирование налоговой системы одним из самых больших успехов Узбекистана.

Одним словом, создана новая система налогового администрирования. Следующая задача – обеспечить ее полное внедрение в практику.

На видеоселекторном совещании определены меры по рациональному налаживанию действия новой системы.

Начиная с 1 января 2019 года все субъекты независимо от численности работников, имеющие товарооборот в размере более 1 миллиарда сумов, перейдут на уплату общеустановленного налогового платежа.

Естественно, возникает вопрос: почему было принято решение увеличить число плательщиков общеустановленного налога?

Разрыв между налоговым бременем плательщиков единого налога и плательщиков общеустановленного налога чрезмерно большой, что не стимулирует укрупнение малого бизнеса. Притом что всемирно известные бренды, такие как Adidas, Nike, Indesit, Knauff, в свое время начинали свою деятельность в качестве небольших семейных предприятий и благодаря соответствующим стимулирующим механизмам превратились в крупные компании.

Говоря об этом, Президент задал вопрос: когда Узбекистан будет иметь такие крупные бренды?

Отмечалось, что необходимо повышать квалификацию и практические навыки сотрудников территориальных налоговых органов по подсчету общеустановленных налогов, проводить соответствующую подготовку бухгалтеров субъектов предпринимательства.

Даны поручения по закреплению сотрудников налоговых органов за предприятиями, переходящими на уплату общеустановленного налога, проведению необходимых разъяснений, оказанию субъектам практической помощи. Отмечалась необходимость проведения крупными акционерными обществами и хозяйственными объединениями совместно со специалистами Государственного налогового комитета семинаров-тренингов для ответственных работников предприятий, действующих в их системе.

– В подсчете и ведении отчетности по общеустановленному налогу наибольшую сложность представляет налог на добавленную стоимость, – сказал Шавкат Мирзиёев. – Для облегчения этого процесса планируется внедрение данного налога поэтапно в течение двух лет.

В частности, предприятия, товарооборот которых составляет от 1 миллиарда до 3 миллиардов сумов, будут платить НДС добровольно, в упрощенном порядке. То есть они не будут вести отдельную счет-фактуру по закупленным товарам и будут платить налог исходя из товарооборота, дифференцированно в разрезе сфер деятельности.

На совещании даны указания по внедрению современных информационных технологий, обеспечению юридических лиц необходимыми компьютерными программами, подготовке бухгалтеров для правильной организации указанных выше работ.

Отмечалась необходимость налаживания работы интернет-страницы с ответами на часто задаваемые вопросы и круглосуточных call-центров для того, чтобы налогоплательщики могли получить разъяснения на любые возникающие неясности.

Глава государства особое внимание уделил вопросу предотвращения роста цен в результате распространения уплаты НДС на малый бизнес. Ответственным лицам поручено обеспечить правильное ценообразование на всех этапах производства до получения готовой продукции путем внедрения налога на создаваемую добавленную стоимость, недопущение необоснованного роста цен на каждом этапе производства готовой продукции.

В новую налоговую систему внедрен ряд новшеств по легализации неофициальной деятельности. Так, налог на прибыль снижен с 14 до 12 процентов, он уплачивается только при получении дохода предпринимателем. Для сокращения неофициальной занятости вместо подоходного налога, доходившего до 30 процентов от заработной палаты, введен единый 12-процентный налог, а 8-процентные страховые взносы вовсе отменены. Ставка единого социального платежа, ложившегося тяжелым бременем на плечи бизнес-сообщества, снижена с 25 до 12 процентов. На 30 процентов снижены ставки фиксированного налогового платежа для индивидуальных предпринимателей.

Эти возможности будут стимулировать предпринимателей к добросовестной деятельности и созданию больше рабочих мест.

На совещании рассмотрены вопросы повышения собираемости налогов. Отмечалось, что работа налоговых органов в этом направлении неудовлетворительна, на местах сохраняется задолженность по налогам. Соответствующим ведомствам поручено обеспечить полное поступление налогов.

Подчеркнуто, что имеющиеся бюрократические препоны в налоговом администрировании негативно влияют на деятельность экспортеров. В частности, производственные предприятия, экспортирующие свою продукцию, сталкиваются с волокитой и вынуждены месяцами обращаться в районные, областные и республиканские налоговые органы за возмещением суммы налога на добавленную стоимость.

В связи с этим Президент отметил необходимость внедрения упрощенного порядка, предусматривающего возмещение налога на добавленную стоимость в течение десяти дней.

– Новый налоговый кодекс должен полностью охватывать все процедуры, механизмы и методы налогообложения, быть понятным для всех. Эта работа является нашим первым шагом к созданию справедливой и стимулирующей налоговой системы, – сказал глава государства.

По обсужденным на совещании вопросам заслушана информация ответственных руководителей. 

(Источник: УзА)

Шавкат Мирзиёев стал человеком года в Азии

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев признан человеком года в Азии-2018 по версии Ассоциации журналистов Азии (AJA).

Глава Узбекистана стал победителем в номинации «политика» за большой вклад в дело установления мира в Центральной Азии и развитие активного сотрудничества с соседними странами, пишет The Korea Times.

С тех пор, как Мирзиёев стал президентом в декабре 2016 года, он реформировал политику, направленную на то, чтобы открыть экономику и улучшить права человека, освободив политических заключенных, отмечает издание.

Среди других победителей – почетный председатель LG Group Ку Бон Му, известный египетский кардиохирург Магди Хабиб Якоб и тренер сборной Вьетнама по футболу Пак Хан Со. Церемония награждения состоится на генеральной ассамблее Ассоциации весной 2019 года.

(Источник: веб-сайт «Kun.uz»)

ИНВЕСТИЦИИ

Новые возможности в развитии Муйнака

В Республике Каракалпакстан прошел международный инвестиционный бизнес-форум на тему "Новый Муйнак – новые возможности".

В форуме, организованном Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, приняли участие зарубежные инвесторы, представители ведущих туристических компаний, а также предприниматели нашей страны.

– Президент Шавкат Мирзиёев во время своего посещения Республики Каракалпакстан 15-16 ноября текущего года ознакомился с осуществляемыми в нашем районе реформами и отметил, что в развитии Муйнака с реализацией намеченных проектов в течение последующих двух лет начнется новая эра, – говорит хоким Муйнакского района С.Дониёров. – По программе социально-экономического развития района предусмотрено осуществление 73 проектов на общую сумму 504,2 миллиарда сумов (курс ЦБ РУ на 21.12.2018, 1$= 8 312.64 сум). Это даст возможность создать более 1250 новых рабочих мест.

По инициативе главы нашего государства осуществляется широкомасштабная работа по устранению последствий Аральской трагедии, улучшению благосостояния населения региона. Президент страны в своем выступлении на 72-сессии Генеральной Ассамблеи ООН обратил внимание мирового сообщества на трагедию Арала. Также была принята Государственная программа по развитию региона Приаралья на 2018-2021 годы. Выражением самого высокого внимания к судьбе этого региона является предложение Президента Шавката Мирзиёева об объявлении территории Приаралья зоной экологических инноваций и технологий, с которым он выступил на совещании глав государств-учредителей Международного фонда спасения Арала, прошедшем 24 августа текущего года в туркменском городе Туркменбаши.

Незабываемыми историческими событиями в жизни муйнакцев стали сдача в эксплуатацию 1 июля 2017 года водного сооружения "Кунград-Муйнак" протяженностью 101 километр и создание при поддержке ООН Многопартнерского трастового фонда по человеческой безопасности для региона Приаралья.

Сегодня Муйнак вступает на порог новой эры своего развития. На следующий год в Муйнаке планируется развитие дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной, социальной инфраструктуры и предпринимательства за счет инвестиций на общую сумму 1 триллион сумов. В районном центре будет построен современный город. Широкое развитие получат также рыбоводство, животноводство, туризм. На строительство и реконструкцию социальных и инженерно-коммуникационных объектов в 2018-2021 годах будут выделены инвестиции в размере 352 миллиарда 794 миллиона сумов, за счет ресурсов Азиатского банка развития – 14,2 миллиона долларов США. Благодаря этому в районе к 2021 году объем производства промышленных товаров вырастет в 1,5 раза, потребительских товаров – 1,3 раза, сельскохозяйственной продукции – 1,2 раза, услуг – 1,3 раза.

Как отмечалось на презентации туристических возможностей района, организованной в рамках форума, проведенные в последние годы в Муйнаке фестиваль "99 блюд из аральской рыбы", фестиваль электронной музыки "Стихия", организация медиатуров в Аральское море привлекли внимание иностранных туристов. Значительно выросло количество туристов в Каракалпакстан, в частности в Муйнак. Для сравнения, если в прошлом году Каракалпакстан посетило 8 200 иностранных туристов, то за 10 месяцев текущего года этот показатель уже превысил 14 500. Специалисты также обменялись мнениями о возможностях развития в районе эко-, авто-, авиа- и паломнического туризма.

На мероприятии хокимият Муйнакского района подписал меморандумы о сотрудничестве с СП "Fumeigroup" Китайской Народной Республики по производству строительных материалов из переработанного камыша, с СП "Orientechnology" – переработке яиц артемии, с СП "GraessenergyuzDe" Германии – осуществлению проекта общей стоимостью 30 миллионов долларов США по строительству солнечной электростанции.

В рамках мероприятия гости посетили кладбище кораблей и экологический музей.

(Источник: УзА)

Международные отношения: АНАЛИЗ

Инициатива Узбекистана поддержана мировым сообществом

Принятие Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 2018-го специальной резолюции "Просвещение и религиозная толерантность", явившееся практической реализацией инициативы лидера нашей страны, стало значимым событием уходящего года. Об особенностях и актуальности документа - беседа с директором Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Владимиром Норовым:

- Необходимо подчеркнуть, что документ, проект которого разработан Узбекистаном, не только единогласно поддержан всеми государствами-членами ООН, но и принят в соавторстве со свыше 50 странами Северной и Южной Америки, Азии, Африки и других континентов. В поддержку резолюции на заседании Генассамблеи ООН выступили делегации Кувейта, ОАЭ, Марокко, Омана, Азербайджана, Панамы, Евросоюза и ряда других государств, которые выразили признательность узбекской стороне за инициирование важного и своевременного документа. Это свидетельство того, что внешнеполитические инициативы Узбекистана носят глобальный характер, поскольку затрагиваемые в них вопросы представляют особую важность для всех стран мира в поиске ими эффективных мер реагирования на современные вызовы и угрозы.

- В чем заключается актуальность резолюции, предложенной Президентом Шавкатом Мирзиёевым?

- Сегодня сохранение безопасности в мире остается одной из самых важных задач. И здесь следует признать тот факт, что даже наличие самого мощного оружия не гарантирует стабильности, потому что современные деструктивные силы предпочитают не методы открытой войны, а идеологические атаки, направленные в основном против уязвимой части населения.

Выступая на 72-й сессии Генассамблеи ООН в 2017 году, Шавкат Мирзиёев выразил обеспокоенность распространением "вируса" идеологии насилия и невежества, искажением истинной сути ислама, в особенности среди молодежи, а также предложил принять специальную резолюцию. Можем смело сказать, что ее принятие является не только историческим событием, но и признанием международным сообществом актуальности инициативы, а также проводимой внутренней политики Президента Узбекистана. Она может служить в качестве концептуального документа для всех стран в сфере обеспечения свободы вероисповедания и межнационального согласия.

В основе документа, направленного на обеспечение толерантности и веротерпимости жителей всей планеты, искоренение невежества, лежит опыт Узбекистана в религиозной сфере. Он нацелен на обеспечение всеобщего доступа к образованию, ликвидацию безграмотности и распространение просвещения. При этом предлагается содействовать толерантности и взаимному уважению, обеспечению религиозной свободы, защите прав верующих, недопущению их дискриминации. Особая значимость придается ЮНЕСКО в расширении сотрудничества между странами посредством науки и культуры.

Особенность инициативы главы государства в том, что в ней заключен призыв сохранять единую позицию в содействии применению принципов и реализации целей Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Также уделено внимание активизации международных усилий по налаживанию глобального диалога о поощрении культуры толерантности и мира.

Стоит напомнить о том, что именно нетерпимость и сохранение дискриминации по признаку религии или убеждений создает площадку для активной деятельности религиозных экс­тремистов и террористов. Более того, в условиях интенсивного расширения возможностей информационно-коммуникационных технологий, различные радикальные группировки активно используют интернет-ресурсы для распространения своей идеологии, создавая при этом почву для саморадикализации населения.

В этом контексте узбекская сторона предложила государствам-членам ООН осуществлять коммуникационные стратегии, предполагающие проведение масштабных информационно-пропагандистских кампаний в международных и национальных СМИ, и распространять просветительскую информацию по вопросам толерантности, отказа от насилия и свободы религии или убеждений.

- Какой опыт в этом направлении у нашей страны?

- Узбекистан по своему географическому и геополитическому положению стал местом пересечения и диалога различных цивилизаций и культур. Находясь в центре Евроазиатского континента, он выступил как связующее звено между Востоком и Западом, место постоянных контактов представителей разных народов и народностей. На этой территории существовали различные религиозные системы и верования. В частности, в доисламский период регион сыграл важную роль в распространении таких религий, как буддизм, зороастризм, манихейство и других. Эволюция религиозно-философской мысли узбекского народа обуславливалась заимствованием духовно-нравственных идей из различных религий, в том числе миролюбие, гуманизм, примирение и осмысление. Неоценим также вклад в распространение истинных ценностей религии ислама центральноазиатских ученых-улемов, в частности, Имама Бухари, Исо ат-Термези, Матуриди и Бахауддина Накш­банди. В своих трудах эти мыслители продвигали идеи религиозной толерантности. Они по праву занимают особое место в мусульманском мире.

С первых лет независимости в Узбекистане уделяется особое внимание укреплению законодательных основ обеспечения прав и свобод человека, в том числе вероисповедания. Так, Конституция гарантирует свободу совести и убеждений. Национальная законодательная система создает равные условия для представителей всех 16 конфессий, проживающих на территории страны. При этом важной отличительной чертой выступает недопустимость установления преимуществ или ограничений для одной религии или вероисповедания по отношению к другим конфессиям.

Сегодня в стране проводится масштабная работа по распространению просветительской информации о религиозной толерантности, обеспечивается право лиц, принадлежащих к религиозным меньшинствам, свободно исповедовать свою религию.

В этом направлении можно привести в пример деятельность Совета по делам конфессий, который создан при Комитете по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбеки­стан. В 2018 году постановлением Президента утвержден новый состав органа. Он расширился с девяти до 17 членов - представителей религиозных конфессий, действующих в стране.

К основным функциям Совета относятся обсуждение положения религиозно-социальных процессов в Узбекистане и выработка рекомендаций Комитету по делам религий, являющемуся государственным органом, уполномоченным решать задачи в области обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, их равенства независимо от отношения к религии.

Немаловажной частью реформ является создание всех условий для вероисповедания. Так, за годы независимости в стране построены и отреставрированы сотни мечетей и молельных домов. Функционируют порядка 2250 религиозных организаций. Соз­даны широкие возможности для верующих для совершения паломничества в священные места. В частности, за прошедший период более 123 тысяч мусульман совершили Хадж, свыше 100 тысяч - Умру, около двух тысяч христиан - паломничество в Россию, Грецию и Израиль.

В резолюции особое внимание уделяется получению образования молодежи. Указом Президента на базе Ташкентского исламского университета и Исламской академии соз­дана Международная исламская академия. С этого года учебное заведение начало прием иностранных граждан.

Проводимые реформы в религиозной сфере направлены в первую очередь на создание условий для вероисповедания и защиты прав и интересов, а также оздоровление религиозной ситуации в стране. В целях профилактики осуществляется масштабная работа по повышению правовой культуры в обществе, укреплению принципов традиционного ислама, межрелигиозной толерантности.

При этом особый упор в дерадикализации населения делается на поиск научно обоснованных путей решения накопившихся проблем. Более того, в Узбекистане концептуально пересмотрены подходы к реализации мер по противодействию терроризму и экстремизму. Акцент прежде всего - на повышение у юношей и девушек правовой культуры и духовно-религиозного просветительства. Именно для этого созданы Международный научно-исследовательский центр Имама Бухари и Центр исламской цивилизации. Их деятельность направлена на разъяснение молодому поколению истинной сути ислам­ской религии и его знакомство с богатым наследием великих ученых-богословов прошлого.

Утвердившаяся сегодня атмосфера межнационального и межконфессионального согласия в стране - фундамент воспитания молодежи в духе уважения национальных и общечеловеческих ценностей.

- Как оценивают зарубежные эксперты эти преобразования?

- Достижения Узбекистана в области межрелигиозного согласия и обеспечения свободы вероисповедания получают международное признание. Доказательством может служить решение Госсекретаря США Майкла Помпео об официальном исключении Узбеки­стана из "списка стран, вызывающих особую обеспокоенность". Нельзя оставить без внимания и заявление главы Института глобального вовлечения Криса Сайпла о том, что наша страна стала вторым государством за последние 20 лет, выведенным Госдепартаментом США из подобного списка.

По оценкам председателя Института Центральной Азии и Кавказа (CACI) при Совете внешней политики США Фредерика Старра и директора этого института Сванте Корнелла, в ходе реализации нынешнего политического курса Узбекистан закладывает основы важных и беспрецедентно новых направления и модели для мусульманского мира.

Пристальное внимание международного сообщества уделяется проводимым масштабным реформам по доведению до населения истинных ценностей ислама и традиционной исламской культуры и мировоззрения. Особый интерес при этом вызывают вопросы социальной реабилитации, а также возвращение к нормальной жизни тех, кто попал под влияние экстремистских идей и осознал свою ошибку. В этом контексте важно, что за 2017-2018 годы сняты с учета более 20 тысяч лиц, считавшихся приверженцами радикальных религиозных течений или попавших под их влияние. Изучено социальное положение семей порядка 21 тысячи граждан, ранее состоявших в религиозно-экстремистских организациях. Им оказана социальная и правовая помощь.

Резюмируя сказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции "Просвещение и религиозная толерантность", предложенной именно узбекской стороной, является свидетельством высоких оценок реформ, реализуемых в Узбекистане.

(Источник: газета «Правда Востока»)

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

В Ташкентском государственном стоматологическом институте за год открылись три международных факультета

В нашей стране осуществляется масштабная работа по коренному реформированию системы здравоохранения. В этом процессе особое внимание уделяется внедрению передовых образовательных стандартов в систему медицинского образования, подготовке кадров по новым направлениям исходя из научных достижений в мировой медицине, образованию студентов с использованием самых высоких технологий. С этой целью медицинские высшие образовательные учреждения расширяют сотрудничество с престижными образовательными учреждениями мира.

Согласно данным, до сегодняшнего дня в этом направлении  медицинскими высшими образовательными учреждениями нашей страны подписаны 220 меморандумов о сотрудничестве с зарубежными высшими образовательными учреждениями.

Ташкентский государственный стоматологический институт - один из передовых  медицинских образовательных учреждений -  подписал меморандум по взаимному сотрудничеству с почти 50 престижными зарубежными высшими образовательными учреждениями и компаниями. За 2018 год более 50 студентов и свыше 20 профессоров-преподавателей долгосрочно повысили квалификацию за рубежом.

В результате данных программ сотрудничества с 2018/2019 учебного года организованы факультеты “Биомедицинская инженерия” с Туринским университетом Италии и “Стоматология” с Московским государственным медико-стоматологическим университетом.

На днях в этом направлении осуществлен еще один важный проект. В рамках поездки делегации института в Российскую Федерацию на основе программы сотрудничества с Оренбургским государственным медицинским университетом договорились об открытии нового факультета в направлении “Клиническая психология”. Данный факультет начнет принимать  студентов с 2019/2020 учебного года.

Необходимо отметить, что сегодня в данном высшем образовательном учреждении, где обучаются более 2 200 студентов, осуществляется ряд проектов по широкому внедрению в образовательный процесс передовых педагогических технологий, учебных программ, организации практики магистрантов, молодых преподавателей и научных сотрудников в зарубежных образовательных и научных учреждениях, повышению квалификации профессоров-преподавателей.

Эта работа является важным шагом в подготовке квалифицированных кадров, широком внедрении в сферу медицины передового мирового опыта, поднятии на новый этап качества оказываемой населению стоматологической службы.

Информационная служба Министерства здравоохранения

(Источник: УзА)

Узбекистан – страна ТУРИЗМа

Узбекистан планирует отменить визы для граждан еще 22 стран

Узбекистан планирует ввести безвизовый режим для граждан еще 22 государств. Проект соответствующего документа обсуждается в Кабинете Министров, заявил на пресс-конференции в четверг исполняющий обязанности первого заместителя председателя Государственного комитета по туризму Улугбек Касимходжаев.

Сейчас в Узбекистане установлен безвизовый режим с 18 странами, в том числе двусторонний — со странами СНГ, включая Россию, и Грузией.

По данным комитета, за январь-октябрь 2018 года количество иностранных граждан, посетивших Узбекистан, выросло почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составило около 4,4 миллиона человек.

В феврале президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал указ о введении с 10 февраля безвизового режима для граждан Израиля, Индонезии, Южной Кореи, Малайзии, Сингапура, Турции и Японии, а также упрощенного порядка оформления туристических виз для граждан 39 стран. В марте к списку безвизового режима добавился Таджикистан, в октябре — Франция.

(Источник: веб-сайт «Газета.uz»)

ПРИЛОЖЕНИЕ

О мерах по усилению содействия и стимулирования экспорта

Постановление Президента Республики Узбекистан

За текущий год во внешнеэкономической сфере страны на системной основе реализованы структурные преобразования, направленные на обеспечение поступательного роста объемов внешней торговли и экспорта, в частности, проведена либерализация валютной политики, устранены административные барьеры, установлен рыночный механизм ценообразования и оплаты за экспортируемую плодоовощную продукцию.

Юридическим лицам, имеющим долю экспорта в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) более 15 процентов, в том числе через комиссионера (поверенного), предоставлена возможность уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль юридических лиц и единому налоговому платежу.

Вместе с тем проводимый на постоянной основе мониторинг эффективности принимаемых мер показывает, что, несмотря на общую положительную динамику показателей внешней торговли и экспорта, темпы фактического прироста его объемов не соответствуют темпам модернизации экономики.

Обеспечению значительного прироста объемов экспорта в первую очередь в отраслях, где имеются конкурентные преимущества, препятствует наличие ряда системных проблем и недостатков. В частности:

во-первых, не используются в полном объеме имеющиеся производственные мощности и преимущества, связанные с наличием широкого спектра сырьевых, а также трудовых ресурсов и обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на внешних рынках продукции с высокой добавленной стоимостью;

во-вторых, не развиваются инструменты финансовой поддержки деятельности экспортеров, отсутствуют механизмы предэкспортного и экспортного финансирования;

в-третьих, не уделяется должное внимание проведению глубоких маркетинговых исследований, формированию долгосрочных стабильных рынков сбыта, созданию внешнеторговой инфраструктуры, в том числе за рубежом;

в-четвертых, отсутствует системная работа по организации и продвижению экспорта различных видов услуг, не развита необходимая инфраструктура для их оказания.

В целях кардинального увеличения объемов экспорта товаров и услуг, расширения номенклатуры экспортоориентированной продукции, обеспечения сбалансированности внешней торговли и увеличения валютных поступлений:

1. Считать важнейшими задачами руководителей комплексов Кабинета Министров, Министерства внешней торговли, Министерства экономики, министерств, ведомств, органов хозяйственного управления, иных организаций, а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента оказание всестороннего содействия субъектам предпринимательства:

в увеличении производства конкурентоспособной экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью, кардинальном повышении объемов экспорта услуг (туристских, медицинских, образовательных, транспортных, строительных и др.), ускоренном создании сопутствующей инфраструктуры для их оказания;

в поиске партнеров и заключении договоров с организациями и предприятиями на поставку продукции собственного производства.

2. Принять предложение Министерства внешней торговли, Министерства финансов, Министерства экономики и Центрального банка о создании Национальной системы поддержки экспорта, определив ее основными задачами:

а) в части информационно-аналитического сопровождения экспортной деятельности:

совершенствование государственной политики в области развития и поддержки экспорта, содействие в реализации государственных программ развития экспортного потенциала;

осуществление информационной и консультационной поддержки экспортеров и их иностранных контрагентов по вопросам маркетинга, ценообразования, транспортной логистики, сертификации, стандартизации и контроля качества, налогового и таможенного администрирования, в том числе за рубежом, условиям доступа на зарубежные рынки по принципу «одно окно»;

содействие в поиске иностранного покупателя и сопровождение переговорного процесса до этапа заключения экспортного контракта, включая его подготовку;

обеспечение системного взаимодействия с министерствами и ведомствами республики, хокимиятами областей и районов по продвижению национальной экспортной продукции за рубежом, доступа экспортеров к информации о мерах поддержки экспорта, имеющихся льготах и преференциях, задачах и функциях уполномоченных органов государственной власти;

создание сети информационно-консультационных центров в регионах;

сопровождение электронной внешнеторговой площадки с ведением базы данных об отечественных экспортерах, производимой продукции и услугах, содействие субъектам предпринимательства, осуществляющим производственную и экспортную деятельность, в выходе на ведущие международные площадки электронной торговли;

реализацию программы «Made in Uzbekistan» по продвижению узбекских брендов и товаров за рубежом для подтверждения добросовестности отечественных производителей как надежных поставщиков качественной продукции, в том числе посредством ежегодного проведения национальной выставки «Made in Uzbekistan», отраслевых и региональных выставок и ярмарок товаров, а также участия в международных выставках и презентациях;

организацию и проведение образовательных семинаров и тренингов для начинающих экспортеров, торговых миссий для предпринимателей в зарубежные страны по вопросам внешнеторговой деятельности;

б) в части финансовой поддержки экспортной деятельности:

обеспечение доступа к финансовым ресурсам для предприятий-экспортеров, содействие росту объемов несырьевого экспорта, числа национальных экспортеров и стран, закупающих их продукцию;

финансирование организации выставочных стендов и участия предприятий республики в международных выставках-ярмарках, проведения презентаций и рекламных кампаний, в том числе по продвижению традиционных национальных продуктов и брендов на потенциальных рынках сбыта;

оказание целевого финансового содействия предприятиям-экспортерам в целях покрытия расходов, связанных с внедрением международных систем стандартизации и сертификации как в республике, так и за рубежом, регистрацией национальной продукции в зарубежных уполномоченных органах;

внедрение механизмов предэкспортного и экспортного финансирования, страхования экспортных кредитов и рисков с учетом опыта зарубежных стран, успешно внедривших современные механизмы финансовой поддержки и страхования отечественного экспорта, в том числе с привлечением международных финансовых институтов;

привлечение займов и льготных кредитов международных и зарубежных финансовых институтов для торгового финансирования;

оказание других комплексных финансовых и консалтинговых услуг.

3. Установить, что функционирование Национальной системы поддержки экспорта координируется Министерством внешней торговли Республики Узбекистан.

4. Одобрить предложения Министерства внешней торговли, Министерства финансов, Министерства экономики, Центрального банка, Государственного комитета по инвестициям и Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о:

создании Агентства продвижения экспорта при Министерстве внешней торговли Республики Узбекистан на базе Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства при Национальном банке внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан;

возложении на Национальную компанию экспортно-импортного страхования «Узбекинвест» функций по страхованию экспортных кредитов и операций с ее передачей Министерству внешней торговли;

избрании министра внешней торговли Республики Узбекистан председателем Наблюдательного совета Акционерного коммерческого банка «Узагроэкспортбанк»;

учреждении торговых представительств при посольствах Республики Узбекистан за рубежом.

5. Министерству финансов Республики Узбекистан ежегодно, начиная с 2019 года, при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан предусматривать средства в размере не менее 15 миллионов долларов США для выделения Агентству продвижения экспорта при Министерстве внешней торговли Республики Узбекистан.

6. Министерству внешней торговли совместно с Министерством финансов, Государственным комитетом по инвестициям и Центральным банком Республики Узбекистан:

в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по организации функционирования Национальной системы поддержки экспорта, предусмотрев источники финансирования мероприятий в рамках ее эффективного функционирования, а также механизмы финансовой поддержки экспортеров и страхования рисков при экспорте, защиты от дискриминационных мер, тарифных и нетарифных барьеров;

в недельный срок внести предложения по повышению уставного капитала Акционерного коммерческого банка «Узагроэкспортбанк» до минимально требуемого уровня.

17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Ганиева Э.М.

Президент Республики Узбекистан  Ш.МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 20 декабря 2018 года.