ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №253 Управление по связям с общественностью и СМИ МИД Республики Узбекистан 24 декабря 2018г.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ВЕСТНИК НОВОСТЕЙ №253

Управление по связям с общественностью и СМИ

МИД Республики Узбекистан

24 декабря 2018г.

ПРЕЗИДЕНТ

Ташкент превратится в крупный высокотехнологичный центр международного уровня

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 21 декабря 2018 года ознакомился с созидательной работой и крупными проектами, осуществляемыми в городе Ташкенте.

Цель проводимых в нашей стране реформ - повышение благосостояния и создание достойных условий жизни народа. Это находит отражение и в системных преобразованиях в медицине. В результате принятых мер по созданию системы качественного медицинского обслуживанию населения средняя продолжительность жизни в нашей стране выросла с 67 лет в 1990 году до 74 лет в 2017 году.

В сфере здравоохранения растет доля частного сектора. В соответствии с постановлением главы государства "О мерах по дальнейшему развитию частного сектора в здравоохранении" от 1 апреля 2017 года во всех регионах страны уделяется особое внимание строительству частных медицинских учреждений и расширению спектра оказываемых ими медицинских услуг.

За истекший период 2018 года организовано более 400 частных клиник, в том числе 115 в Ташкенте.

Президент посетил одно из таких учреждений - частную клинику "DMC" в Мирзо-Улугбекском районе.

Четырехэтажное здание клиники построено с учетом самых современных требований в сфере многопрофильного медицинского обслуживания. Фасад клиники покрыт теплоизоляционными и шумоподавляющими материалами, произведенными по инновационной немецкой технологии.

Клиника, которую возглавляет заслуженный работник здравоохранения Узбекистана Зульфия Максудова, оснащена высокотехнологичным медицинским оборудованием из России, США, Германии, Австрии и Японии. Все врачи повысили квалификацию в ведущих клиниках и медицинских центрах за рубежом.

В инновационной клинике, начавшей работу в апреле текущего года, оказываются услуги по диагностике и лечению более чем по 15 направлениям, таким как офтальмология, нейрохирургия, пластическая хирургия, ортопедия, кардиология, ЛОР, педиатрия, физиотерапия, реабилитация, а также осуществляется реабилитация больных.

На первом этаже пациенты проходят диагностику и получают консультацию специалиста, на втором проводятся хирургические операции. На третьем этаже расположен стационар. В кабинете компьютерного биоуправления создана возможность немедикаментозного лечения больных с психическими и речевыми расстройствами.

Установлены аппарат компьютерной томографической ангиографии "Topcon", позволяющий диагностировать заболевания и патологические состояния сетчатки глаза без применения контрастных средств, аппарат "Constellation Vision System" для проведения микроинвазивных операций. Кроме того, в клинике проводятся малоинвазивные лечебные процедуры с использованием атроскопа последнего поколения, операции эндопротезирования суставов, оказываются услуги комплексной послеоперационной реабилитации.

Глава государства ознакомился с условиями, созданными в инновационной клинике, побеседовал с врачами. Отметил важность раннего выявления и лечения заболеваний, необходимость уделять внимание качеству услуг.

Почему мы создаем условия для частного сектора в медицине? Чтобы была конкуренция. Там, где есть конкуренция, есть и стремление к качеству, улучшаются лечение и обслуживание, сказал Шавкат Мирзиёев.

Состоялась презентация проекта учебно-симуляционного центра по микрохирургии глаза. В этом центре будет внедрена инновационная методика подготовки специалистов данного направления.

Глава государства одобрил проект и отметил необходимость создания подобных симуляционных центров по другим направлениям медицины и в других регионах страны.

Президент ознакомился с производственными мощностями на территории совместного предприятия ООО "Steel property construction". Здесь на базе пустовавших помещений бывшего авиационного завода в Яшнабадском районе действует ряд предприятий. На территории почти в 20 гектаров налажен выпуск востребованной продукции, в том числе мраморных плит, оборудования для теплиц, металлоконструкций, дверей, труб, стальных радиаторов отопления, сендвич-панелей.

К примеру, предприятие "Dacros" специализируется на изготовлении металлических дверей по европейской технологии. Они устанавливаются в типовых домах и подъездах многоквартирных домов.

В еще одном корпусе организовано производство металлоконструкций различного размера по нидерландской технологии. Помимо 24 тысяч тонн металлической продукции в год здесь выпускаются сендвич-панели, брусчатка, дорожные ограждения, радиаторы отопления. Часть продукции поставляется за рубеж.

На предприятии "Midas agrotech" изготавливаются конструкции для современных тепличных комплексов, в том числе затеняющая сетка, пластиковые ящики, полиэтиленовая пленка и другое.

Предприятие "Бектемир металл конструкциялари” производит дорожные ограждения, осветительные столбы, строительные конструкции, электросварные трубы.

Глава государства наблюдал за производственными процессами в цехах, поинтересовался качеством и рынками сбыта.

Представлена деятельность общества с ограниченной ответственностью "Бинокор" Бектемирского района.

Президент побывал в демонстрационных модулях, собранных из железобетонных элементов производства данного предприятия. Отметил важность таких предприятий для ускорения строительства многоквартирных домов и расширения обеспеченности жильем населения. Дал поручения по увеличению количества таких предприятий и подготовке соответствующих кадров.

Здесь же состоялась презентация проектов по привлечению иностранных инвестиций в город Ташкент, организации новых предприятий. В 2019 году в столицу планируется привлечение около 2,7 миллиарда долларов прямых инвестиций. На эти средства будут реализованы 227 проектов и создано более 28 тысяч рабочих мест. В результате будет обеспечен дальнейший рост показателей в промышленности, строительстве, оказании услуг и других отраслях, увеличатся налоговые поступления в бюджет.

На базе Национального банка внешнеэкономической деятельности, банков "Асака" и "Sanoat qurilish bank" намечено организовать центры инвесторов, в которых будут оказываться комплексные услуги предпринимателям и инвесторам.

Планируется организация производства пластиковых карточек, ID-карт и чипов на предприятии, организованном совместно с германской компанией "Vеridos", продукции из никеля предприятием “Best stainless stell Co.ltd”, строительства многопрофильной клиники, логистического центра компанией “Real House”.

Глава государства дал ответственным лицам поручения по обеспечению гарантий для инвесторов, увеличению производства экспортоориентированной продукции, созданию в столице благоприятного инвестиционного климата.

Шавкат Мирзиёев ознакомился с ходом строительства многоквартирных домов на улице Богистон Чиланзарского района. Здесь запланировано построить и сдать в эксплуатацию в следующем году 23 девятиэтажных дома.

Еще три-четыре года назад невозможно было представить, что в нашей стране, не только в столице, но и в областных, районных центрах, в отдаленных селах начнется строительство домов, которые по карману широким слоям населения.

Шавкат Мирзиёев с первых дней вступления в должность Президента инициировал решение этого волновавшего многих жизненно важного вопроса.

С 2017 года впервые начато строительство доступных многоквартирных домов. В том же году было сдано в эксплуатацию более 800 тысяч квадратных метров такого жилья.

Для обеспечения потребности населения в недорогом жилье в текущем году в сельской местности возведено более 3 тысяч, или вдвое больше по сравнению с прошлым годом доступных домов по типовым проектам. Этот процесс последовательно продолжается.

Дома, строительство которых началось на улице Богистон, будут выполнены в соответствии с современными градостроительными стандартами. Они будут отличаться высокой сейсмоустойчивостью и удобствами для лиц с инвалидностью. Предусмотрены детские площадки, автопарковка, торговый центр.

Президент отметил, что новый массив должен стать одним из самых образцовых в столице.

Здесь же состоялась презентация проектов по развитию коммунальных сетей Ташкента, капитальному ремонту каналов и благоустройству примыкающих к ним территорий, строительству путепроводов.

В 2019 году намечены ремонт и благоустройство каналов Салар, Дамаши, Карасу, Бектемир, Бозсу, Бурдижар.

Президент указал на необходимость превращения каналов и их окрестностей в благоустроенные и безопасные места с условиями для отдыха и купания.

Поручено ускорить реализацию проектов по сортировке и переработке отходов, системе отопления закрытого типа.

Сегодня в Сергелийском районе столицы вырос целый лес строительных кранов, свидетельствующий о масштабе и ускоренных темпах развернувшейся здесь созидательной работы. В частности, на территории махалли "Чоштепа" возводятся 66 семиэтажных домов в общей сложности на 3 696 квартир.

Глава государства посетил это место в июле текущего года, ознакомился с ходом строительства, поручил своевременно и качественно выполнить работы. Всего за пять месяцев здесь появился огромный массив. Завершено строительство 21 дома в общей сложности на 1 176 квартир. Возведение остальных домов продолжается.

Внешние стены домов, построенные на основе инновационных турецких технологий, покрыты энергосберегающими материалами, что обеспечит оптимальную температуру зимой и летом.

Президент ознакомился с проделанной здесь работой. Отметил, что в сфере строительства создана новая система, которая наряду с обеспечением населения жильем создает множество рабочих мест.

На массиве построен махаллинский гузар, в котором имеются кабинеты для председателя махалли и его советников, товарищества частных собственников жилья, инспектора по профилактике, библиотека.

Шавкат Мирзиёев побывал еще на одном массиве, строящемся на территории района. Здесь также возводятся многоэтажные дома.

Главой государства уделяется особое внимание возрождению национально-религиозных ценностей, пропаганде колоссального вклада наших великих предков в развитие ислама.

Одна из инициатив в этой сфере - резолюция "Просвещение и религиозная толерантность" была принята на пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря при поддержке всех стран. Это историческое событие стало очередным свидетельством международного признания проводимых в Узбекистане духовно-просветительских реформ, богатого исторического опыта нашей страны в этом вопросе.

Благим продолжением этой работы является возводимый в Ташкенте по инициативе главы государства Центр исламской цивилизации.

Шавкат Мирзиёев 15 июня текущего года посетил место строительства центра и заложил символический камень в его фундамент. В настоящее время поднят каркас здания, строительные работы активно продолжаются.

Трехэтажное здание центра будет возведено в архитектурном стиле, присущем древним медресе. В симметричном центре здания будет размещен Коран Усмана. На втором этаже расположатся библиотека, конференц-зал и выставочный зал. Третий этаж будут занимать информационно-ресурсный центр, научные кафедры и другое.

Президент ознакомился с процессом строительства. Отметил, что в выставочном зале должны быть отдельные экспозиции, разделенные по периодам истории Узбекистана, включающие источники и предметы по каждому веку, каждому ученому.

Каждому дорого свое прошлое. Но такой богатой истории, как у нашей страны, таких великих ученых, как наши предки больше нет нигде. Мы должны глубоко изучать это наследие, раскрыть его народу, миру. Необходимо достичь того, чтобы пришедший в центр человек получил полное представление о нашей истории, духовно обогатился, - сказал Шавкат Мирзиёев.

Глава государства дал указания по совершенствованию оформления и оснащению центра.

В этот же день состоялась внеочередная сессия Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов.

На сессии выступил Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев.

Отмечалось, что в 2017 году валовой региональный продукт в Ташкенте вырос на 5 процентов, ожидается, что в текущем году этот показатель составит 8,1 процента. Объем производства промышленной продукции вырастет на 9,2 процента, строительных работ - на 11,6 процента, услуг - на 10,5 процента. Это один из самых высоких показателей по стране.

Президент указал на важные направления социально-экономического развития Ташкента. Отметил необходимость разработки стратегии по превращению города в крупный деловой и финансовый центр.

В нынешних условиях глобализации ускоренно развиваются те города, которые активно привлекают инвестиции в экономику и создают благоприятные условия для бизнеса. Нам необходимо сделать Ташкент крупным международным центром, где производится высокотехнологичная продукция, оказываются банковские, финансовые, страховые и другие современные услуги, с промышленными зонами за городом и инновационными зонами внутри, сказал Шавкат Мирзиёев.

Определены дальнейшие важные задачи по развитию социальной сферы, строительства и коммунальных сетей, созданию еще больших удобств для жителей и туристов.

На сессии рассмотрен организационный вопрос. По представлению Президента Шавката Мирзиёева временно исполняющий обязанности хокима Ташкента Жахонгир Артикходжаев утвержден в должности хокима города Ташкента.

Выступившие отметили, что хоким и его заместители, весь актив города приложат все силы и используют все возможности для выполнения поставленных Президентом задач по ускоренному развитию столицы.

(Источник: УзА)

Официально

Танзила Нарбаева переизбрана главой Комитета женщин

Заместитель премьер-министра Танзила Нарбаева переизбрана председателем Комитета женщин Узбекистана на пять лет на отчетно-выборной конференции комитета в субботу, передает корреспондент «Газеты.uz».

На мероприятии в Академии государственного управления при президенте, в котором принял участие премьер-министр Абдулла Арипов, были подведены итоги деятельности Комитета женщин за последние пять лет.

Согласно уставу комитета, принятому в 2011 году и обновленному в 2013-м, глава организации избирается каждые пять лет. Единогласным решением участников конференции председателем переизбрана Танзила Нарбаева.

Она занимает эту должность с декабря 2016 года. Ранее — с 2010 года возглавляла Федерацию профсоюзов Узбекистана.

На конференции был принят новый устав Комитета женщин, учитывающий последние изменения в стране и приоритеты пятилетней Стратегии действий по развитию Узбекистана.

(Источник: веб-сайт «Газета.uz»)

РЕФОРМЫ

Узбекистан впервые получил суверенный кредитный рейтинг

Первый суверенный рейтинг Республики Узбекистан опубликован со стороны международной рейтинговой компании Fitch Ratings.

Долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте присвоены на уровне «ВВ-», краткосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте – «В». Прогноз – стабильный.

По данным Центробанка Узбекистана, до конца года ожидаются рейтинги агентств Moody’s и Standard & Poors.

Ранее министр финансов Жамшид Кучкаров заявлял, что Узбекистан может получить суверенный кредитный рейтинг во второй половине 2018 года. Правительство рассматривает его как один из способов диверсификации источников привлечения средств из-за рубежа.

(Источник: веб-сайт Kun.uz)

ЭКОНОМИКА

Узбекистан полностью выкупил акции автозавода в Асаке у General Motors

 «Узавтосаноат» стал единственным акционером автомобильного завода GM Uzbekistan в Асаке.

Компания «Узавтосаноат» выкупила остаток акций у американской корпорации General Motors и стала единственным акционером автомобильного завода GM Uzbekistan в Асаке, сообщил «Газете.uz» председатель правления «Узавтосаноата» Шавкат Умурзаков.

Бывший глава компании Умиджан Салимов, ныне работающий зампредседателя «Узавтосаноата», в конце мая сообщил, что в соответствии с решением правительства выкупаются акции автомобильного завода GM Uzbekistan в Асаке. На тот момент General Motors владели 10% акций.

Шавкат Умурзаков подтвердил полный выкуп акций, а также сообщил, что параллельно ведутся переговоры по выкупу акций моторного завода GM Powertrain Uzbekistan в Ташкенте. «Есть договор по моторному заводу GM Powertrain Uzbekistan на следующий год. У GM — 52% акций», — отметил он.

В конце октября компания «Узавтосаноат» и General Motors объявили о переходе на новую платформу сотрудничества — «Альянс GM Узбекистан». В рамках альянса стороны продолжают сотрудничество по производству автомобилей и двигателей в Узбекистане, а также продвижению и реализации автомобилей под брендами Chevrolet (на внутреннем рынке) и Ravon (на внешнем).

Совместное автопредприятие GM Uzbekistan было создано в марте 2008 года компаниями «Узавтосаноат» (75% акций) и General Motors (25%). Производственная мощность составляет 250 тысяч автомобилей в год.

 (Источник: «Газета.uz»  )

Международные отношения

О телефонном разговоре с Министром иностранных дел Афганистана

24 декабря 2018 года состоялся телефонный разговор Министра иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиза Камилова с Министром иностранных дел Исламской Республики Афганистан Салахуддином Раббани.

Министры обменялись мнениями по текущему состоянию двусторонних отношений, ситуации в регионе, а также повестке дня предстоящей многосторонней встречи глав МИД 12-13 января 2019 года в г.Самарканде в формате «Центральная Азия – Индия – Афганистан».

(Источник: Веб-сайт МИД Республики Узбекистан)

Делегация Узбекистана обсудила в г.Сеуле с бывшим Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном проблему Аральской катастрофы

В соответствии с поручением главы государства 21-22 декабря 2018 года состоялся визит делегации Республики Узбекистан во главе с первым заместителем Министра иностранных дел Илхомом Неъматовым в Республику Корея с целью обсуждения вопросов налаживания сотрудничества с Институтом глобального зеленого роста и Глобальной комиссии по адаптации, которыми руководит бывший Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.

На встрече с Пан Ги Муном в г.Сеуле состоялся обмен мнениями об экологической и социально-экономической обстановке в регионе Приаралья. Бывший генсек ООН дал высокую оценку осуществляемым в Узбекистане практическим мерам по борьбе с негативными последствиями Аральского кризиса и приветствовал международные инициативы Президента Шавката Мирзиёева, направленные на дальнейшее повышение внимания международного сообщества к данной проблеме и мобилизацию донорской помощи по ее решению.

«На недавней встрече в Ташкенте мы с Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым обсудили широкий круг вопросов, в том числе привлечение усилий и ресурсов международного донорского сообщества к борьбе с последствиями Аральской катастрофы. Я впечатлен проницательностью и лидерскими качествами и заботой главы Узбекистана, проявляемыми им для решения этой глобальной проблемы. Мы приветствуем интерес Узбекистана к налаживанию сотрудничества с Институтом глобального зеленого роста и Глобальной комиссией по адаптации», - отметил Пан Ги Мун.

Он посетил нашу страну в конце прошлого месяца для участия в международной конференции по вопросам Приаралья в г.Нукусе и 27 ноября был принят Президентом Шавкатом Мирзиёевым.

Делегация нашей страны также посетила штаб-квартиру Института Глобального зеленого роста (GGGI) и ознакомилась с основными направлениями деятельности данной организации. В ходе презентации, организованной при содействии Посольства нашей страны в Республике Корея, эксперты GGGI подробно ознакомились с ситуацией в Приаралье.

Стороны обсудили на основе конкретных проектов перспективные направления взаимодействия по улучшению экологической и социально-экономической ситуации в зоне Аральского кризиса, в том числе с привлечением финансово-технического содействия международных донорских структур.

По итогам презентации проектов по реабилитации зоны Приаралья достигнута договоренность об организации визита экспертов GGGI в нашу страну для изучения состояния дел на местах и практической реализации презентованных проектов.

(Источник: Веб-сайт МИД Республики Узбекистан)

В Национальном пресс-клубе США состоялся брифинг на тему «Узбекистан: новая модель для мусульманского мира – свидетельство прогресса в продвижении религиозных свобод»

20 декабря 2018 года в Национальном пресс-клубе США в г.Вашингтоне состоялся брифинг на тему «Узбекистан: новая модель для мусульманского мира – свидетельство прогресса в продвижении религиозных свобод».

На мероприятии приняли участие представители администрации США, Госдепартамента, Конгресса, экспертно-аналитических и деловых кругов, религиозных и других неправительственных организаций, дипломатического корпуса и СМИ.

Интерес к данному брифингу был обусловлен знаковыми достижениями Узбекистана в сфере защиты прав человека, в частности религиозных свобод. Ранее Госсекретарь США Майкл Помпео своим решением официально вывел Узбекистан из так называемого «списка стран, вызывающих особую обеспокоенность» (СРС), тем самым признав значительный прогресс страны в сфере обеспечения религиозных свобод.

Важным достижением нашей страны на международной арене также стало единогласное принятие специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность», инициированной Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым с целью обеспечения всеобщего доступа к образованию, укреплению толерантности и взаимного уважения, защиты свободы совести, вероисповедания и иных прав верующих.

Открывая брифинг, Посол Узбекистана в США Жавлон Вахабов привлек внимание аудитории к результатам проводимых в Узбекистане реформ и преобразований в сфере прав человека, особенно в сфере обеспечения религиозных свобод. Было подчеркнуто, что данные усилия являются важной частью масштабной программы реформ Президента Шавката Мирзиёева, в том числе пятого направления Стратегии развития страны – «обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности». Глава дипмисии особо отметил влияние решения Госдепартамента на восприятие республики со стороны деловых кругов США и укреплении имиджа страны в качестве уникальной модели обеспечения мира и процветания в многонациональном государстве.

Специальными докладчиками на брифинге выступили советник по вопросам религиозных меньшинств Госдепартамента США Нокс Темз, вице-президент Института глобального вовлечения Джеймс Чен и почетный президент данной организации Крис Сайпл.

Советник Госдепартамента Нокс Темз высоко оценил реформы и преобразования в стране, отметив, что «Узбекистан, находясь в сердце Центральной Азии, сыграл очень важную роль в истории развития региона». «Мы убеждены, что реформы, инициированные Президентом Шавкатом Мирзиёевым, будут укреплять эту значимую роль», - подчеркнул представитель внешнеполитического ведомства США.

Американский дипломат обозначил конкретные меры правительства Узбекистана, которые стали предпосылкой исключения страны из CPC и подчеркнул, что Узбекистан стал единственной страной, которая приняла на законодательном уровне имплементационый механизм для рекомендаций, изложенных в докладах ООН.

«Должен сказать, что я работаю в данной области более 20 лет и, как правило, когда представляются подобные доклады, они либо игнорируются, либо им придается малое значение. Могу честно признаться, что я ни разу не видел ни одной страны, которая так действенно отреагировала на рекомендации ООН, имплементировав их в свое национальное законодательство», - заявил Нокс Темз, комментируя принятую обеими палатами Олий Мажлиса «Дорожную карту» по реализации рекомендаций Спецпосланника ООН по вопросу о свободе религии Ахмеда Шахида.

Представитель Госдепартамента США призвал другие страны следовать примеру Узбекистана и предпринять аналогичные усилия по успеш¬ному проведению реформ.

Почетный президент Института глобального вовлечения Крис Сайпл отметил, что «Узбекистан идет вопреки всем глобальным тенденциям, в которых превалирует религиозный национализм, репрессии этнических и религиозных меньшинств». «Руководство Узбекистана реализует всеобъемлющую программу реформ и обеспечение религиозных свобод является ее фундаментальной и неотъемлемой частью», - подчеркнул американский эксперт.

По мнению К.Сайпла, о прогрессе в Узбекистане можно судить исходя из фактических предпринятых мер. «Есть страны, в которых многое говорится, но ничего не предпринимается. В других – слова претворяются в конкретные действия. То, что делается в Узбекистане, поистине примечательно, беспрецедентно и весьма необходимо для всего мира», - заявил Крис Сайпл.

Председатель Института Центральной Азии и Кавказа Фредерик Старр, комментируя решение Госдепартамента США о выводе

Узбекистана из CPC, отметил о сменившейся парадигме в выстраивании двусторонних отношений, когда Вашингтон отошёл от старого метода «работы над страной» к «взаимодействию со страной».

«Соединенным Штатам пора признать, что происходит что-то абсолютно инновационное в мусульманском мире, возможно, и это наиболее важный аспект того, что имеет место сегодня в Узбекистане – защищать светское государство, как необходимую среду для религиозной свободы», - заявил Фредерик Старр.

В своем интервью Дэниел Татт, директор программ «Unity Productions Foundation» - крупнейшей медийной организации США, выступающей за укрепление религиозного и культурного плюрализма, особенно среди мусульман и других конфессий, отметил следующее:

«Сегодняшний брифинг стал открытым и конструктивным диалогом, позволившим лучше понять новый Узбекистан. Я был глубоко впечатлен достижениями страны. Наша компания снимает сюжеты с историями об Исламе и мусульманской культуре в США. Мы намерены посетить Узбекистан и снять небольшой фильм про его культуру и наследие. Мы хотим узнать больше и рассказать всем о невероятно богатой истории вашей страны».

(Источник: Веб-сайт МИД Республики Узбекистан)

Общество

Узбекистан: общественное мнение-2018

Через считанные дни 2018 год уйдет в историю. Какой след он оставил в жизни граждан Узбекистана, что они думают о социально-экономическом и общественно-политическом развитии страны, достигнутых результатах в Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий, показали итоги социологического опроса центра «Ижтимоий фикр».

В нем приняли участие жители всех регионов республики, представители разных возрастов, национальностей, профессий. В целом общественное мнение показало, что для граждан страны уходящий год был стабильным и успешным.

Бизнес без преград

87,4 процента опрошенных считают, что для Узбекистана наступила новая эра качественного роста экономической активности. По их мнению, принципиальные позитивные изменения в первую очередь связаны с деятельностью Президента страны, инициированными главой государства экономиче­скими и политическими реформами.

Это позволило создать систему госуправления, способную отвечать на современные вызовы и угрозы, обеспечивать реализацию интересов каждого гражданина, общества в целом.

82,1 процента респондентов отметили важность осуществления широкого комплекса мер по улучшению деловой среды, устранению административных барьеров и снятию преград для ускоренного развития частного предпринимательства, внедрению инновационных идей и технологий.

Верховенство закона

Опрос показал, что 96,3 процента узбекистанцев поддерживают и одобряют меры, направленные на реформирование судебно-правовой системы, обеспечение и защиту прав и свобод граждан, дальнейшее повышение правовой культуры населения. В частности, под поручительство Союза молодежи, махалли и комитетов женщин были освобождены от наказания граждане, совершившие преступления по неведению, чистосердечно раскаявшиеся и твердо вставшие на путь исправления, в том числе молодежь, женщины, лица старшего возраста. По мнению граждан, эти изменения соответствуют гуманистическим традициям узбекского народа, стремлению проявлять милосердие к тем, кто в этом нуждается.

Сильная социальная защита

Важнейшим достижением уходящего года в социальной сфере, по мнению 81,4 процента узбекистанцев, является активизация жилищного строительства, благоустройство городов и сел, обеспечение потребностей населения в доступном жилье путем предоставления льготных кредитов на их приобретение или строительство.

78,1 процента участников опроса считают, что реализуемые программы «Благоустроенное село» и «Благоустроенная махалля» способствовали решению жилищных и социальных проблем населения, в том числе строительству и ремонту систем водоснабжения, ремонту дорог, электросетей и газопроводов, благоустройству и озеленению территорий, реконструкции и ремонту детских садов, школ, медицинских, спортивных, культурных учреждений.

Положительно оценивают граждане страны и предпринятые меры по совершенствованию системы социальной защиты населения и оказания материальной помощи нуждающимся семьям, людям с ограниченными физическими возможностями.

В ходе опроса 61,8 процента граждан высоко оценили результаты работы по всесторонней под­держке женщин, повышению их экономической, социальной и политической активности, обеспечению их прав и интересов.

Более половины — 54,4 процента опрошенных граждан — отметили, что их материальное положение в 2018 году улучшилось, возросла общая сумма денежных поступлений в бюджет семьи. Рост доходов узбекистанцев, как показал опрос, произошел за счет увеличения заработной платы (78,2 процента), пенсий (53,3 процента), полученной прибыли от продажи выращенного на приусадебном участке урожая, домашнего скота, птицы, молочной продукции (50,2 процента), роста доходов от предпринимательской, фермер­ской деятельности (26,2 процента).

Между тем исследование выявило, что в течение нынешнего года наравне с ростом доходов возросли расходы и потребности граждан. Граждане стали тратить больше средств на самообразование, поддержание здоровья, посещение культурных мероприятий, а также на семейные мероприятия. Одновременно увеличились расходы на покупку продуктов питания, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг, лечения, обучения в вузе.

Прагматичная внешняя политика

Главными результатами, достигнутыми Узбекистаном во внешней политике в нынешнем году, по мнению 88,9 процента граждан, являются повышение авторитета Узбекистана в мировом сообществе, развитие всестороннего взаимовыгодного и конструктивного сотрудничества с зарубежными странами. Граждане высоко оценивают ини­циативы главы государства по налаживанию и ведению активного диалога с соседними государствами, лидерами мировых держав, такими авторитетными международными организациями, как ООН, СНГ, ШОС, ОИС. Расширяется сотрудничество Узбеки­стана в торгово-экономической, культурно-гуманитарной, научно- технической сферах со странами дальнего и ближнего зарубежья.

Опрос показал, что в обществе возрастает межнациональная и межрелигиозная толерантность. 

99,2 процента отмечают, что политика государства является основой межнационального и гражданского согласия.

Что волнует людей?

В ходе исследования выявлены наиболее актуальные проблемы. Например, 62,7 процента опрошенных считают, что следует усилить решение проблем занятости и трудоустройства, создания эффективного рынка труда. Треть населения волнуют высокие цены на коммунальные услуги, рост уровня миграции, ограниченный доступ к питьевой воде.

(Источник: газета «Народное слово»)

ПРИЛОЖЕНИЕ

О мерах по дальнейшему совершенствованию системы координации и управления деятельностью свободных экономических зон

Указ Президента Республики Узбекистан

В стране сформирована законодательная база, регулирующая деятельность свободных экономических зон, упрощен механизм управления их деятельностью за счет децентрализации административных функций и расширения полномочий административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте (далее – административные советы).

Вместе с тем изучение практики создания и функционирования свободных экономических зон свидетельствует о наличии системных проблем и недостатков, препятствующих обеспечению эффективности их деятельности.

В частности, недостаточно эффективная работа административных советов и дирекций свободных экономических зон, а также слабое развитие транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры затрудняют ускоренную реализацию инвестиционных проектов и снижают их привлекательность для потенциальных инвесторов.

Дублирование функций органов государственного управления в организации и координации деятельности свободных экономических зон приводит к затягиванию решения организационных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов.

В целях дальнейшего упрощения системы координации и управления деятельностью свободных экономических зон, улучшения условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренной реализации инвестиционных проектов, организации на этой основе новых рабочих мест и повышения доходов населения:

1. Установить, что:

решение о предоставлении земельного участка для реализации инвестиционных проектов оформляется протоколом административных советов об отборе и размещении инвестиционных проектов для реализации на территориях свободных экономических зон без принятия отдельного решения хокима района (города) о предоставлении земельного участка;

условием размещения проектов на территории свободных экономических зон является достижение объема экспорта не менее 25 процентов произведенной продукции по итогам второго финансового года начала деятельности в течение двух лет и не менее 50 процентов в последующие годы. При этом в случае несоблюдения данных условий субъект предпринимательства лишается статуса участника свободной экономической зоны с отменой ранее предоставленных льгот;

принятие административными советами решения о реализации проекта на территории свободных экономических зон осуществляется только при наличии положительного заключения ГУП «Центр комплексной экспертизы и импортных контрактов при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан» (далее – Центр) по бизнес-планам или технико-экономическим обоснованиям реализуемых проектов;

срок выдачи заключения Центра по бизнес-планам или технико-экономическим обоснованиям реализуемых проектов не должен превышать двадцати календарных дней;

общий срок рассмотрения административными советами инвестиционных заявок на размещение производств на территории свободных экономических зон не должен превышать тридцати календарных дней, включая процесс выдачи заключения Центра;

таможенное оформление всех товаров, импортируемых участниками свободных экономических зон с применением льгот по таможенным платежам, осуществляется при наличии положительного заключения Центра по результатам комплексной экспертизы перечней товаров;

срок выдачи заключения Центра по результатам комплексной экспертизы перечней товаров не должен превышать пятнадцати календарных дней;

льготы, предоставленные участникам свободных экономических зон, применяются только к продукции, произведенной на территории свободных экономических зон;

генеральные планы свободных экономических зон утверждаются административными советами по согласованию с Министерством строительства и Государственным комитетомРеспублики Узбекистан по инвестициям;

директора дирекций свободных экономических зон назначаются на должность и освобождаются от должности административными советами по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Кабинет Министров Республики Узбекистан на ежеквартальной основе заслушивает отчеты руководителей дирекций свободных экономических зон о ходе реализации одобренных инвестиционных проектов.

2. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок внести проект нормативно-правового акта по совершенствованию деятельности свободной экономической зоны «Навои» на основе лучшего мирового опыта, предусматривающий:

преобразование организационно-правовой формы ГУП «Дирекция свободной экономической зоны «Навои» в акционерное общество с передачей на его баланс объектов инженерно-коммуникационных сетей, расположенных на территории свободной экономической зоны «Навои», в качестве государственной доли, а также всего земельного участка свободной экономической зоны «Навои» на праве постоянного пользования;

оказание дирекцией свободной экономической зоны «Навои» услуг для участников свободной экономической зоны, в том числе маркетинговых, консалтинговых, логистических, коммунально-бытовых, гостиничных, образовательных, страховых и других видов услуг, не запрещенных законодательством;

внедрение на территории свободной экономической зоны «Навои» упрощенного визового режима и порядка найма сотрудников, в том числе иностранных граждан;

установление упрощенного порядка лицензирования и получения разрешений для участников свободной экономической зоны. При этом дирекция свободной экономической зоны «Навои» наделяется полномочием сопровождать участника и подтверждать соответствие заявителя квалификационным требованиям;

установление порядка, согласно которому при несоблюдении участником условий размещения проектов на территории свободной экономической зоны «Навои» расторжение договора с ним производится исключительно в судебном порядке;

создание на территории свободной экономической зоны «Навои» комфортных условий для труда и проживания иностранных граждан.

3. Возложить ответственность на:

а) Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям за:

привлечение инвестиций, в том числе иностранных, на территорию свободных экономических зон;

своевременную реализацию инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон;

проведение постоянного мониторинга за ходом реализации инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон с выявлением причин, препятствующих их своевременному вводу, а также эффективностью деятельности участников свободных экономических зон с принятием мер по оказанию им практической помощи в решении возникающих проблем;

б) Министерство экономики Республики Узбекистан за:

создание необходимых условий в свободных экономических зонах для привлечения инвесторов, включая обеспечение инженерно-транспортной инфраструктурой, объектами социального-бытового и культурно-общественного назначения;

определение специализации свободных экономических зон, роли в социально-экономическом развитии территорий и установление с учетом этого конкретных критериев отбора проектов, предоставляемых льгот и других видов государственной поддержки;

в) Кабинет Министров Республики Узбекистан за:

осуществление координации и мониторинга деятельности административных советов и дирекций свободных экономических зон;

внесение в установленном порядке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства с целью создания более благоприятных условий для инвесторов, реализующих проекты на территории свободных экономических зон, а также увеличение поставок производимой ими продукции на экспорт;

установление действенного контроля за деятельностью дирекций свободных экономических зон, внесение предложений о принятии мер ответственности к руководителям министерств, ведомств, органов хозяйственного управления и дирекций свободных экономических зон, не обеспечивших выполнение возложенных на них задач и функций;

приостановление или лишение статуса участника свободных экономических зон, отмену решений административных советов о размещении хозяйствующих субъектов на территории свободных экономических зон по представлениям административных советов, дирекций свободных экономических зон или других органов и организаций о невыполнении инвесторами принятых на себя обязательств;

г) подразделения советника Президента РеспубликиУзбекистан по вопросам развития отраслей экономики, реализации инвестиционной и внешнеторговой политики за:

обеспечение координации деятельности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах по оказанию практического содействия в решении вопросов, связанных с развитием и функционированием свободных экономических зон, реализацией на их территории инвестиционных проектов;

заслушивание на ежеквартальной основе отчетов руководителей соответствующих подразделений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также первых руководителей Министерства экономики, Государственного комитета по инвестициям, Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей о выполнении задач, возложенных настоящим Указом.

4. Предоставить право дирекциям свободных экономических зон выступать заказчиками по разработке генеральных планов или архитектурно-планировочной организации их территорий.

5. Утвердить:

«Дорожную карту» по строительству и ремонту автомобильных дорог и сетей водоснабжения и канализации свободных экономических зон в 2019 году (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 1;

обновленный типовой состав административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкентесогласно приложению № 2.

6. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям:

а) совместно с Министерством экономики в срок до 1 апреля 2019 года разработать и внести проект Концепции развития свободных экономических зон (далее – Концепция), предусмотрев:

определение специализации свободных экономических зон, конкретных критериев отбора инвестиционных проектов, предоставляемых льгот и других видов государственной поддержки;

создание в свободных экономических зонах необходимых условий для привлечения инвесторов, включая обеспечение инженерно-транспортной инфраструктурой, объектами социально-бытового и культурно-общественного назначения;

совершенствование системы управления свободных экономических зон, в том числе путем определения единых стандартов организации деятельности дирекций, расширения перечня оказываемых услуг, а также передачи дирекций свободных экономических зон в доверительное управление субъектам предпринимательства, в том числе иностранным компаниям;

б) совместно с Министерством юстиции в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения об утверждении Положения об организации деятельности административных советов и дирекций свободных экономических зон, предусмотрев в нем порядок их взаимодействия с министерствами, ведомствами, организациями и органами государственной власти на местах;

в) совместно с административными советами и дирекциями свободных экономических зон в двухмесячный срок обеспечить:

пересмотр договоров о пользовании земельными участками с участниками свободных экономических зон с возвратом неэффективно используемых земельных участков или разработку «дорожных карт» по их рациональному использованию за счет реализации дополнительных проектов;

расторжение соглашений об инвестировании с участниками свободных экономических зон, не обеспечившими начало реализации инвестиционных проектов в предусмотренные сроки;

разработку сетевых графиков по отстающим проектам с учетом ввода в эксплуатацию производства в кратчайшие сроки;

г) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций РеспубликиУзбекистан в месячный срок разработать и внедрить:

электронную систему рассмотрения административными советами заявок на реализацию проектов на территории свободных экономических зон на основе внесения заявителями первичных данных посредством сети Интернет с использованием электронной цифровой подписи, а также с функцией оценки проектов по строго заданному автоматическому алгоритму на основе определенных критериев;

автоматизированную систему мониторинга инвестиционных проектов, реализуемых на территории свободных экономических зон, позволяющую проводить оперативный контроль за своевременным вводом производственных мощностей, экспортом продукции, созданием новых рабочих мест, а также исполнением участниками свободных экономических зон инвестиционных обязательств;

обновленную версию Единого портала свободных экономических зон Республики Узбекистан с учетом требований настоящего Указа и пункта 12 постановления ПрезидентаРеспублики Узбекистан от 25 октября 2017 года № ПП–3356 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических и малых промышленных зон»;

д) совместно с Министерством экономики и Министерством юстиции в срок до 1 марта 2019 года провести инвентаризацию законодательной базы по свободным экономическим зонам и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» прямого действия, предусматривающий в том числе положения настоящего Указа, а также нормы ЗаконаРеспублики Узбекистан «О свободных экономических зонах» с его дальнейшей утратой;

е) совместно с Министерством экономики и Министерством финансов при формировании Инвестиционной программыРеспублики Узбекистан на 2019 год предусмотреть финансирование мер, предусмотренных «Дорожной картой».

7. Министерству экономики совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Государственным комитетом Республики Узбекистан по автомобильным дорогам, АО «Узбекэнерго», АО «Узтрансгаз», Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей:

в месячный срок проанализировать практическую реализацию правительственных решений по созданию инфраструктуры для свободных экономических зон, при необходимости пересмотреть показатели и источники финансирования и утвердить Программу опережающего развития инфраструктуры в разрезе каждой свободной экономической зоны;

в двухмесячный срок утвердить сетевые графики поэтапного подведения инженерно-коммуникационной и производственной инфраструктуры по каждой свободной экономической зоне, обеспечив их сопряжение со сроками завершения строительства и пуска производственных объектов.

8. Возложить персональную ответственность на:

заместителя советника Президента по вопросам развития отраслей экономики, реализации инвестиционной и внешнеторговой политики Саидову Г.К. – за координацию деятельности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, связанной с функционированием и развитием свободных экономических зон, а также своевременной реализацией инвестиционных проектов на их территории;

первого заместителя директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики УзбекистанЛи Д.Р. – за своевременную выдачу заключений Центра по бизнес-планам или технико-экономическим обоснованиям реализуемых проектов на территории свободных экономических зон;

руководителей Государственного комитета РеспубликиУзбекистан по инвестициям Холмурадова С.Р., Бекенова С.Х., Кудратова Л.Ш. – за своевременное рассмотрение административными советами инвестиционных заявок на размещение производства на территории свободных экономических зон и своевременное принятие решений по размещению инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон;

министра жилищно-коммунального обслуживанияРеспублики Узбекистан Салиева М.Х., председателя правления АО «Узбекэнерго» Мустафоева У.М., председателя правления АО «Узтрансгаз» Эшмурадова Б.Б., главного менеджера-инженера АО «Узбекистон темир йуллари» Хасилова Х.Н., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей– за строительство и подключение участников свободных экономических зон к внешней инфраструктуре, бесперебойное обеспечение участников свободных экономических зон электрической энергией, природным газом, водой, а также внешними канализационными сетями в соответствии с их производственными потребностями.

9. Признать утратившими силу некоторые акты ПрезидентаРеспублики Узбекистан согласно приложению № 3.

10. Государственному комитету по инвестициям в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистанпредложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента РеспубликиУзбекистан Низомиддинова З.Ш., заместителей советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и Саидову Г.К.

Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

21 декабря 2018 года

О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере охраны объектов материального культурного наследия

Постановление Президента Республики Узбекистан

В нашей стране проводится ряд мероприятий по охране, научному изучению и использованию культурного наследия, являющегося общенациональным богатством народа Узбекистана.

В частности, внесение исторических центров городов Бухары, Самарканда, Хивы и Шахрисабза в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, кандидатур «Культурная среда Байсуна», «Музыка шашмаком», «Навруз», «Катта ашула», «Аския», «Культура и традиции плова» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, Корана Усмана, сборника рукописей Института востоковедения имени Абу Райхана Беруни и документов канцелярии Хивинского ханства в реестр «Память мира» служит ярким примером того, что культурное наследие нашей страны признано во всем мире.

Усовершенствована система хранения, исследования и пропаганды древних письменных источников, образованы Международный научно-исследовательский центр Имама Термизи, Центр исследований культурных ценностей Узбекистана, находящихся за рубежом, при Кабинете МинистровРеспублики Узбекистан и Центр исламской цивилизации в Узбекистане.

Вместе с тем организационно-штатная структура органа, ответственного за охрану объектов материального культурного наследия, не позволяет организовать эффективный государственный контроль в сфере.

Неэффективное использование достижений науки и инновационных технологий при организации фундаментальных и прикладных исследований в сфере проектирования и реставрационно-восстановительных работ негативно влияет на сохранение уникальности объектов материального культурного наследия.

В целях охраны, научного изучения, рационального использования объектов материального культурного наследия, повышения их роли и значения в развитии туристского потенциала страны, а также коренного совершенствования государственного контроля в сфере материального культурного наследия:

1. Организовать на базе Главного научно-производственного управления по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства культуры Республики Узбекистан и его межрегиональных (региональных) государственных инспекцийДепартамент культурного наследия при Министерстве культуры Республики Узбекистан (далее – Департамент), а также его управления по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту.

Определить основными задачами Департамента:

осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства по охране и использованию объектов материального культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, музейных экспонатов и коллекций, а также культурных ценностей;

ведение государственного кадастра объектов материального культурного наследия, выявление, документирование и постановку на государственный учет объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, определение категорий и охранной зоны объектов недвижимого культурного наследия, а также обеспечение их рационального использования;

осуществление историко-культурной экспертизы и экспертизы проектно-сметной документации, ведение непрерывного научно-технического контроля за осуществлением работ по сохранению ценности и уникальности объектов материального культурного наследия без причинения им ущерба;

координацию градостроительной и иной хозяйственной деятельности на территории особо охраняемых объектов историко-культурного и мирового культурного наследия с сохранением их своеобразия, историко-культурной среды и природного ландшафта;

контроль за ведением государственного каталога археологических предметов, соблюдением порядка и условий проведения археологических исследований, своевременным учетом и передачей государству археологических находок, а также их закрепление за учреждениями науки, культуры и образования, в том числе прием, проведение экспертизы и архивация научных отчетов по археологическим исследованиям, консервация и музеефикация археологических памятников;

ведение государственного каталога национального музейного фонда, отчуждение экспонатов и коллекций из музейного фонда либо их передача другому музейному фонду, выдача разрешений на реализацию культурных ценностей, а также проверку сохранности и ведения учета культурных ценностей, в том числе музейных экспонатов и коллекций, древних письменных источников, включенных государством в охранные перечни и реестры, за исключением национального архивного фонда;

установление тесного сотрудничества с учеными, народными мастерами, реставраторами и экспертами, оказание поддержки развитию уникальных методов, традиций и школ ремонтоведения, осуществлению общественного контроля;

широкую пропаганду и популяризацию объектов материального культурного наследия, эффективное внедрение в сферу механизмов государственно-частного партнерства, инновационных и передовых информационно-коммуникационных технологий, развитие электронных услуг;

развитие сотрудничества с международными и зарубежными организациями, в том числе привлечение грантов, кредитов финансовых институтов и благотворительных пожертвований.

2. Упразднить Межведомственный совет по координации деятельности музеев при Министерстве культуры РеспубликиУзбекистан и Правительственную комиссию по координации вопросов охраны и использования объектов культурного и археологического наследия, возложить их задачи и функции на Департамент.

3. Установить, что:

а) Департамент является юридическим лицом и создается в форме государственного учреждения;

б) начальник Департамента по должности является заместителем министра культуры Республики Узбекистан, назначается и освобождается от должности ПрезидентомРеспублики Узбекистан;

в) главный архитектор и главный инспектор являются заместителями начальника Департамента, назначаются и освобождаются от должности Кабинетом Министров РеспубликиУзбекистан по представлению министра культуры РеспубликиУзбекистан;

г) Департамент:

является специальным уполномоченным учреждением в сфере охраны и использования объектов материального культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия;

принимает в пределах своих полномочий решения, исполнение которых является обязательным для всех органов государственного и хозяйственного управления, исполнительной власти на местах, других организаций и их должностных лиц, а также граждан;

вносит на имя руководителей государственных органов и других организаций обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере объектов материального культурного наследия, способствующих им причин и условий;

является правопреемником по договорам и обязательствам Главного научно-производственного управления по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства культуры Республики Узбекистан, за исключением трудовых отношений;

д) нормативно-правовые акты по объектам культурного наследия и генеральные планы населенных пунктов подлежат обязательному согласованию с Департаментом.

4. Утвердить «дорожную карту» по коренному совершенствованию охраны, сохранения, научного исследования, пропаганды и рационального использования объектов материального культурного наследия на 2019–2021 годы (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 1.

5. Министерству культуры Республики Узбекистан(Сайфуллаев Б.С.):

совместно с Министерством финансов, заинтересованными министерствами и ведомствами ежегодно вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по определению источников и объемов финансирования соответствующих мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой»;

совместно с Государственным комитетом РеспубликиУзбекистан по инвестициям, заинтересованными министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента проводить системную работу с международными финансовыми институтами и зарубежными донорами по привлечению в сферу льготных иностранных кредитов и грантов.

6. Создать Научно-экспертный совет при Департаменте, состоящий из 11 ученых и высококвалифицированных специалистов, имеющих научный, практический опыт в области истории, архитектуры и материального культурного наследия.

Установить, что:

состав Научно-экспертного совета утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан, руководство советом осуществляется начальником Департамента;

на членов Научно-экспертного совета распространяются права и обязанности, установленные законодательством для государственных судебных экспертов;

проведение землеройных, землеустроительных, строительных, мелиоративных и других хозяйственных работ, работ по сохранению, а также проекты научных и научно-технических исследований на недвижимых объектах материального культурного наследия и в их охранных зонах подлежат согласованию с Научно-экспертным советом, его заключение является обязательным для Департамента.

7. Одобрить предложение Министерства культуры и Министерства финансов Республики Узбекистан о создании внебюджетного Фонда культурного наследияДепартамента (далее – Фонд) без образования юридического лица, средства которого формируются за счет:

90 процентов средств, поступающих от сдачи в аренду недвижимых объектов материального культурного наследия, принадлежащих Департаменту, его региональным управлениям и государственным музеям-заповедникам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

50 процентов средств, поступающих от сдачи в аренду находящихся в государственной собственности недвижимых объектов материального культурного наследия, принадлежащих другим организациям;

средств, поступающих от проведения Департаментом и его региональными управлениями историко-культурной экспертизы недвижимых объектов материального культурного наследия, экспертизы проектно-сметной документации и научно-технического контроля работ по сохранению объектов;

сборов, уплачиваемых за выдачу разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного материального наследия и реализацию культурных ценностей;

штрафов, выплачиваемых за нарушение правил охраны и пользования объектами материального культурного наследия, разрушение, повреждение либо причинение им ущерба;

средств на покрытие ущерба, причиненного объектам материального культурного наследия, являющихся государственной собственностью;

иных источников, не запрещенных законодательством.

8. Определить, что средства Фонда расходуются на:

осуществление работ по охране и сохранению объектов культурного наследия;

ведение государственного кадастра объектов материального культурного наследия, государственных каталогов археологических предметов и национального музейного фонда;

научное и научно-техническое изучение объектов материального культурного наследия, проведение раскопок на археологических объектах, их широкую пропаганду и популяризацию;

укрепление материально-технической базы Департамента и его региональных управлений, внедрение информационно-коммуникационных технологий, развитие электронных услуг;

привлечение экспертов, в том числе зарубежных специалистов, материальное стимулирование членов Научно-экспертного совета, работников Департамента и его региональных управлений;

осуществление других мероприятий, связанных с деятельностью Департамента, предусмотренных законодательством.

9. Одобрить предложения Министерства культуры, Академии наук Республики Узбекистан и Академии художеств Узбекистан о:

переименовании Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника, Самаркандского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Хивинского государственного музея-заповедника «Ичан калъа» соответственно в государственные музеи-заповедники «Бухара», «Самарканд», «Ичан калъа»;

организации в Навоийской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Ферганской областях соответственно государственных музеев-заповедников «Сармышсай», «Шахрисабз», «Термез» и«Коканд».

10. Установить порядок, в соответствии с которым:

территории республики, включенные по своей историко-культурной ценности в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, считаются особо охраняемыми историко-культурными территориями, проекты запланированных на их территории работ по строительству и благоустройству подлежат обязательному согласованию с Департаментом и Центром всемирного наследия ЮНЕСКО;

национальный перечень недвижимых объектов материального культурного наследия утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

вопросы, связанные с определением порядка использования недвижимых объектов материального культурного наследия, созданием условий для посетителей, подлежат обязательному согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере туризма;

закрепление недвижимых объектов материального культурного наследия, являющихся государственной собственностью, на праве оперативного управления или безвозмездного пользования осуществляется постановлением Президента и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

археологические раскопки ведутся в археологических памятниках, находящихся под угрозой естественного разрушения либо иных действий и состояний, а также имеющих приоритетную научную ценность, перечень которых публикуется Департаментом;

перечень недвижимых объектов материального культурного наследия, на которых планируется проведение работ по сохранению за счет средств Государственного бюджетаРеспублики Узбекистан, ежегодно формируется Департаментом на основе предложений его региональных управлений;

формируется перечень организаций, специализирующихся на проведении работ по сохранению недвижимых объектов материального культурного наследия, из этого перечня на конкурсной основе определяются организации, осуществляющие работы по сохранению за счет средств Государственного бюджетаРеспублики Узбекистан;

решением сходов граждан махаллей из числа активных граждан на добровольной основе и путем конкурсного отбора утверждаются общественные инспекторы по охране объектов материального культурного наследия, их обращения о нарушениях законодательства подлежат обязательной проверке Департаментом или его региональными управлениями в форме государственного контроля, в случае выявления административного правонарушения или преступления общественные инспекторы поощряются денежным вознаграждением за счет средств Фонда.

11. Министерству культуры Республики Узбекистан(Сайфуллаев Б.С.):

совместно с Министерством строительства РеспубликиУзбекистан в срок до 1 февраля 2019 года сформировать перечень организаций, специализирующихся на проведении работ по сохранению на недвижимых объектах материального культурного наследия, а также обеспечить его постоянное обновление;

совместно с Республиканским советом по координации деятельности органов самоуправления граждан в срок до 1 апреля 2019 года принять меры по закреплению общественных инспекторов за недвижимыми объектами материального культурного наследия;

совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в срок до 1 июня 2019 года сформировать национальный перечень недвижимых объектов материального культурного наследия и внести его на утверждение в Кабинет Министров.

12. Определить телеканал «Madaniyat va Ma’rifat» Национальной телерадиокомпании Узбекистана главным информационным партнером Департамента по пропаганде на научной основе объектов материального культурного наследия и подготовке аудиовизуальных произведений.

13. Возложить персональную ответственность на:

заместителя советника Президента Республики УзбекистанМахмудова Ф.Ш. – за обеспечение укомплектования Департамента на основе тщательного отбора высококвалифицированными, инициативными кадрами, имеющими необходимые знания и практический опыт в вопросах культурного наследия;

министра культуры Республики УзбекистанСайфуллаева Б.С. – за координацию деятельности министерств, ведомств и других организаций по реализации «Дорожной карты» и обеспечение системного мониторинга за ее своевременным, качественным и полным исполнением, решение вопросов по эффективной организации деятельности Департамента, организационно-технических, финансовых, правовых и других вопросов;

руководителей министерств и ведомств, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента – за правильную организацию исполнения, а также своевременную и полноценную реализацию мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой».

14. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.

15. Министерству культуры Республики Узбекистансовместно с соответствующими министерствами и ведомствами в месячный срок внести в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

проект постановления Правительства об организации деятельности Департамента;

предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики УзбекистанАрипова А.Н., руководителя Администрации ПрезидентаРеспублики Узбекистан Низомиддинова З.Ш., заместителей советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и Махмудова Ф.Ш.

Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 19 декабря 2018 года